Василий Никитич Мешков родился в семье пекаря. Ему была уготована судьба булочника или священника, как хотелось его матери. Однако она заметила его интерес к рисованию и отправила сына в мужской монастырь к знакомому настоятелю, который занимался иконописью.
Будущий живописец был определен в подручные, срисовывал с оригиналов отдельные части лица: нос, глаза, губы. Эти рисунки увидел Михаил Николаевич Горшков — талантливый художник из Ельца, который окончил Петербургскую академию художеств. По его совету Василия решено было отправить в иконописную мастерскую Задонского монастыря.
В дальнейшем Михаил Горшков подготовил мальчика к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Благодаря своему наставнику Василий блестяще сдал экзамен по рисованию и был принят в училище вольнослушателем.
Во время учебы в Москве, в середине 1880-х годов, на юного художника оказало большое влияние движение передвижников. Традициям русской реалистической школы Василий Никитич был верен до конца и никогда не увлекался модными течениями.
В 1889–1890 годах он учился в Петербургской академии художеств. Портрет стал одним из главных жанров его творчества. Работы Василия Мешкова отличались глубоким проникновением во внутренний мир их персонажей. Таков «Портрет Елецкой игуменьи Знаменского девицкого монастыря».
Строгий колорит работы основан на разнообразии оттенков черного цвета, он определяет главное содержание картины. Василий Никитич с детства был знаком с монастырской жизнью, чувствовал и хорошо понимал людей, которые отказались от радостей бытия, посвящали свою жизнь высокому духовному служению.
Черный куколь обрамляет одутловатое лицо игуменьи, ее взгляд будто погружен в мир далекий от земного. Старческие руки машинально перебирают четки. Контрастом на черном одеянии игуменьи сияют наперстные кресты. Один из них был положен ей по сану настоятельницы монастыря, второй, по-видимому, был получен в награду за долгий боговдохновенный труд. Символом милосердия выделяется на левой стороне груди матушки-игуменьи знак Красного креста.
Будущий живописец был определен в подручные, срисовывал с оригиналов отдельные части лица: нос, глаза, губы. Эти рисунки увидел Михаил Николаевич Горшков — талантливый художник из Ельца, который окончил Петербургскую академию художеств. По его совету Василия решено было отправить в иконописную мастерскую Задонского монастыря.
В дальнейшем Михаил Горшков подготовил мальчика к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Благодаря своему наставнику Василий блестяще сдал экзамен по рисованию и был принят в училище вольнослушателем.
Во время учебы в Москве, в середине 1880-х годов, на юного художника оказало большое влияние движение передвижников. Традициям русской реалистической школы Василий Никитич был верен до конца и никогда не увлекался модными течениями.
В 1889–1890 годах он учился в Петербургской академии художеств. Портрет стал одним из главных жанров его творчества. Работы Василия Мешкова отличались глубоким проникновением во внутренний мир их персонажей. Таков «Портрет Елецкой игуменьи Знаменского девицкого монастыря».
Строгий колорит работы основан на разнообразии оттенков черного цвета, он определяет главное содержание картины. Василий Никитич с детства был знаком с монастырской жизнью, чувствовал и хорошо понимал людей, которые отказались от радостей бытия, посвящали свою жизнь высокому духовному служению.
Черный куколь обрамляет одутловатое лицо игуменьи, ее взгляд будто погружен в мир далекий от земного. Старческие руки машинально перебирают четки. Контрастом на черном одеянии игуменьи сияют наперстные кресты. Один из них был положен ей по сану настоятельницы монастыря, второй, по-видимому, был получен в награду за долгий боговдохновенный труд. Символом милосердия выделяется на левой стороне груди матушки-игуменьи знак Красного креста.