Скульптура «Мефистофель», представленная в собрании Тамбовской картинной галереи, создана самым крупным русским скульптором второй половины XIX века Марком Матвеевичем Антокольским (1843–1902).
Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в Вильно в небогатой семье еврея-трактирщика. В детские годы его первым учителем был местный резчик по дереву. В 1862 году Антокольскому удалось поступить вольнослушателем в Академию художеств. В Академии Антокольский сблизился с Ильёй Репиным, Крамским и Стасовым, общение с которыми способствовало формированию его взглядов на искусство.
Судьба Антокольского после окончания Академии складывалась непросто. По состоянию здоровья он уехал в Италию. До 1889 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней. Он прожил за границей большую часть жизни, почти 30 лет, только изредка возвращаясь на родину.
Антокольский не был мастером бытовых сцен и тем более не был простым копиистом жизни. Его понимание реализма ничего общего не имело с принципом иллюстрирования, и это проявляется уже в его отношении к натуре. Скульптура «Мефистофель» относится ко второму периоду творчества мастера, когда на первый план выходят произведения с созерцательной философской направленностью.
«Мефистофель» был задуман как контрастное произведение к скульптуре «Христос перед народом». Христос изображен, согласно легенде, вышедшим на народный суд, со связанными руками и опущенной головой, в одежде простолюдина. Антокольский хотел создать образ человека, непоколебимо убежденного в своей правоте. «Мефистофель» в трактовке Антокольского — не столько олицетворение мирового зла, сколько разъедающего самоанализа, человеческого скепсиса, неверия ни во что и мучения от этой внутренней опустошенности.
Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в Вильно в небогатой семье еврея-трактирщика. В детские годы его первым учителем был местный резчик по дереву. В 1862 году Антокольскому удалось поступить вольнослушателем в Академию художеств. В Академии Антокольский сблизился с Ильёй Репиным, Крамским и Стасовым, общение с которыми способствовало формированию его взглядов на искусство.
Судьба Антокольского после окончания Академии складывалась непросто. По состоянию здоровья он уехал в Италию. До 1889 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней. Он прожил за границей большую часть жизни, почти 30 лет, только изредка возвращаясь на родину.
Антокольский не был мастером бытовых сцен и тем более не был простым копиистом жизни. Его понимание реализма ничего общего не имело с принципом иллюстрирования, и это проявляется уже в его отношении к натуре. Скульптура «Мефистофель» относится ко второму периоду творчества мастера, когда на первый план выходят произведения с созерцательной философской направленностью.
«Мефистофель» был задуман как контрастное произведение к скульптуре «Христос перед народом». Христос изображен, согласно легенде, вышедшим на народный суд, со связанными руками и опущенной головой, в одежде простолюдина. Антокольский хотел создать образ человека, непоколебимо убежденного в своей правоте. «Мефистофель» в трактовке Антокольского — не столько олицетворение мирового зла, сколько разъедающего самоанализа, человеческого скепсиса, неверия ни во что и мучения от этой внутренней опустошенности.