Мраморный бюст «Ундина» — работа русского скульптора, академика Императорской Академии художеств Марка Матвеевича Антокольского. Бюст изображает голову мифического существа, ундины, с распущенными волосами, склоненную к левому плечу, справа и сзади бюста изображены листья тростника.
Ундины в мифологии — духи воды, человекоподобные существа, заманивающие людей в воду. Эти девы, выходя при свете луны на поверхность вод, поют и водят хороводы, завораживают мужчин своими песнями и увлекают их на дно. Поддавшегося на обольщение человека ундины либо убивают, либо делают своим возлюбленными. Согласно древним скандинавским воззрениям человек, однажды попавший к ундинам, уже не возвращался назад на землю. Иногда ундины вступали в брак с людьми на земле, так как получали при этом бессмертную человеческую душу. Писатели и особенно поэты романтической школы, живописцы и скульпторы охотно использовали образы ундин в своих произведениях.
«Ундина» — одна из поздних работ скульптора.
Марк Матвеевич Антокольский происходил из небогатой семьи и в юности был отдан родителями обучаться резьбе по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора, покровительница искусств Анастасия Александровна Назимова. Благодаря ее ходатайству будущего скульптора приняли вольнослушателем в Академию художеств. Первой большой работой Антокольского стала статуя «Иван Грозный» (1870). Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрел ее для Эрмитажа за 8000 рублей.
После окончания Академии скульптор отправился в Европу. В Риме Антокольский работал над скульптурой Петра I, задуманной еще в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время его избрали членом-корреспондентом Парижской академии.
Представленное скульптурное изображение Ундины до 1941 года украшало Кленовую гостиную императрицы Александры Фёдоровны в Александровском дворце.
Ундины в мифологии — духи воды, человекоподобные существа, заманивающие людей в воду. Эти девы, выходя при свете луны на поверхность вод, поют и водят хороводы, завораживают мужчин своими песнями и увлекают их на дно. Поддавшегося на обольщение человека ундины либо убивают, либо делают своим возлюбленными. Согласно древним скандинавским воззрениям человек, однажды попавший к ундинам, уже не возвращался назад на землю. Иногда ундины вступали в брак с людьми на земле, так как получали при этом бессмертную человеческую душу. Писатели и особенно поэты романтической школы, живописцы и скульпторы охотно использовали образы ундин в своих произведениях.
«Ундина» — одна из поздних работ скульптора.
Марк Матвеевич Антокольский происходил из небогатой семьи и в юности был отдан родителями обучаться резьбе по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора, покровительница искусств Анастасия Александровна Назимова. Благодаря ее ходатайству будущего скульптора приняли вольнослушателем в Академию художеств. Первой большой работой Антокольского стала статуя «Иван Грозный» (1870). Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрел ее для Эрмитажа за 8000 рублей.
После окончания Академии скульптор отправился в Европу. В Риме Антокольский работал над скульптурой Петра I, задуманной еще в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время его избрали членом-корреспондентом Парижской академии.
Представленное скульптурное изображение Ундины до 1941 года украшало Кленовую гостиную императрицы Александры Фёдоровны в Александровском дворце.