Критики связывали имя скульптора Марка Матвеевича Антокольского с искусством передвижников. Произведения автора всегда волновали современников актуальностью проблематики, которую он черпал из библейских и евангельских сказаний, из национальной русской истории. В постоянной экспозиции музея представлена бронзовая авторская копия скульптуры «Христос». Схожая по сюжету скульптура «Христос перед судом народа», выполненная в мраморе в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее.
Скульптура является одним из лучших произведений автора на сюжет «Суд Пилата». За это произведение скульптор был удостоен высшей награды — Большой золотой медали и ордена Почетного легиона на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу». Его образ автор трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — нарушали традиционный облик Христа.
К этому психологическому образу впоследствии обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов. Христос изображен в спокойной позе, со связанными сзади руками. Спаситель показан в последние мгновения земного служения народу, которому он готов принести себя в жертву. Именно в эти минуты, по мнению Антокольского, завязывается основной узел драмы. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX веке». Внимание автора сосредоточено на передаче внутреннего чувства, почти не имеющего выражения во внешних проявлениях. Все в образе Христа сдержанно, гармонично, величаво. Во взгляде Христа, который смоделирован с удивительным мастерством, чувствуется отрешенность и возвышенность. Христос у Антокольского непреклонен и убежден в своей правоте, в нем нет активного протеста, но нет и отчаяния. Одухотворенное, тонкое лицо Иисуса полно доброты и света. Так считал сам Антокольский, который говорил, что стремился показать Христа «не столько богочеловеком, сколько нравственно-этическим символом».