Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дагестанский музей изобразительных искусств»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мефистофель

Время создания
Вторая половина 1870-х годов
Размер
60х25,7х23,3 см
Техника
Мрамор
1
Открыть в приложении
#1
Антокольский М.М.
Мефистофель
#2
Марк Антокольский (1843–1902) — один из самых оригинальных российских скульпторов XIX века. Он родился в бедной семье трактирщика, который считал художественные наклонности мальчика бессмысленными. «Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех…», — вспоминал художник. Лишь счастливый случай помог ему вырваться из родного Вильно (ныне Вильнюс) и стать вольнослушателем в петербургской Академии художеств. Одна из его работ, репродукция картины «Христос и Богоматерь» Ван Дейка, вырезанная в дереве, попала на глаза жене местного генерал-губернатора. Она и помогла юноше перебраться в Петербург.

Впоследствии подлинную славу Антокольскому принесли сюжеты из русской истории. В особенности статуя Ивана Грозного, которая была создана в 1870 году. Скульптор изобразил русского царя, по его словам, в образе «мучителя и мученика». Работа имела грандиозный успех и, по мнению историков искусства, открыла новые пути в отечественной скульптуре. 
#3
Антокольский М. «Иван Грозный». 1870 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Огромное впечатление статуя произвела на Александра II, который приобрел произведение в коллекцию Эрмитажа за немыслимые по тем временам 8 тысяч рублей (для сравнения парадный офицерский мундир стоил в то время около 70 рублей). Увидев, что император пришел в восторг от работы Антокольского, Академия художеств, которая ранее обходила скульптора вниманием, пожаловала ему звание академика в обход установленных правил.
#4
В 1871 году Антокольский уехал в Рим и создал там еще одно произведение, ставшее хрестоматийным. Это статуя Петра I, за которую он взялся, чтобы показать «две совершенно противоположные черты русской истории».

Семидесятые годы стали рубежными в творчестве мастера: он начал размышлять о добре и зле, о призвании художника. В этот период в его творчестве и появился образ Мефистофеля. Поначалу Антокольский изобразил его в соответствии с литературным прототипом, однако вскоре отошел от предложенной Гёте трактовки: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Дух сомнения в работах скульптора стал воплощением «неутолимой злобы, злобы без дна». 
#6
«Он бессилен духом»,
— писал Антокольский.
#8
Антокольский М. «Мефистофель». 1883 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Самую известную мраморную статую Мефистофеля, которая экспонируется в Государственном Русском Музее, скульптор изначально даже назвал «XIX век», связав этот образ с эпохой. Однако позже он отказался от этой идеи.
#7
Бюст, представленный в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств, имеет схожие черты. Эта работа — один из эскизных вариантов статуи Мефистофеля, который, подобно хищной птице, сидит на скале. Она задумывалась скульптором в качестве антитезы идеальному образу Христа. Работая над своим Мефистофелем, Антокольский намеренно сделал акцент на угловатых, резких формах лица героя, подчеркнув его психологическую сложность и неоднозначность.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Мефистофель

Время создания
Вторая половина 1870-х годов
Размер
60х25,7х23,3 см
Техника
Мрамор
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%