Картина «Мальчик-мастеровой» — это один из этюдов Василия Перова к его самому крупному и эмоциональному полотну «Тройка». Одновременно с работой над этой картиной были также написаны другие произведения Перова, освещающие социальную тематику: «Дети-сироты» и «Проводы покойника». Из очерка историка искусств Владимира Васильевича Стасова: «Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились в этом „промысле“! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, измученных глазах». Этюд «Мальчик-мастеровой» был написан по заказу Московского общества любителей художеств и разыгран в лотерею. В 1968 году Ульяновский художественный музей выкупил картину из частной коллекции.
Василий Григорьевич Перов — исторический живописец, основоположник жанра социально-психологического портрета. От сатирических зарисовок на европейских улочках художник пришел к большой теме «униженных и оскорбленных». К слову, кисти Перова принадлежит самый известный портрет Фёдора Михайловича Достоевского. Перов был учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, в которое в разное время входили Илья Репин, Василий Суриков, Григорий Мясоедов, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Иван Крамской. Художники-передвижники противопоставляли себя академистам и находили вдохновение в народничестве.
Василий Григорьевич Перов — исторический живописец, основоположник жанра социально-психологического портрета. От сатирических зарисовок на европейских улочках художник пришел к большой теме «униженных и оскорбленных». К слову, кисти Перова принадлежит самый известный портрет Фёдора Михайловича Достоевского. Перов был учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, в которое в разное время входили Илья Репин, Василий Суриков, Григорий Мясоедов, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Иван Крамской. Художники-передвижники противопоставляли себя академистам и находили вдохновение в народничестве.