Во второй половине XIX века отечественные художники начали все чаще обращаться к социальным и политическим темам. Мастера стремились не просто изобразить жизнь «в форме самой жизни», но и обличить самые неприглядные и несправедливые аспекты действительности. Одним из первых, кто начал создавать картины в жанре критического реализма, был живописец Василий Перов.
Перов был незаконнорожденным сыном барона Георгия Криденера, губернского прокурора, и уроженки Тобольска Акулины Ивановой. Он стал интересоваться живописью, когда наблюдал за работой приглашенного отцом художника. В 1843–1846 годах Василий учился в Арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина, где усердно учился и даже начал писать масляными красками раньше, чем другие ученики. С 1853 по 1862 год он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1856 году к Перову пришел первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» художнику вручили большую серебряную медаль. А в 1860 году Академия присудила ему малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы».
Получив возможность участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, художник переехал в Санкт-Петербург. В столице в 1861 году он написал картину «Проповедь в селе», за которую кроме медали получил также право отправиться в заграничную поездку в качестве пансионера. Перов провел за рубежом несколько лет, однако жизнь вдали от дома тяготила его.
По возвращении на родину художник плодотворно работал, и скоро о его таланте заговорили критики и прогрессивная общественность. Каждую его картину хвалила молодежь, но жестко критиковали консерваторы. В 1869 году Перов объединился с группой единомышленников и стал одним из основателей Товарищества передвижных выставок.
Перов продолжил традиции лучших мастеров портретной живописи России XIX века, но внес в нее и новые принципы. Он стремился не только отобразить на холсте внешние черты человека, но и воплотить его духовный мир. Так, в работе «Голова старухи» Перов раскрыл образ женщины из народа. Свою героиню он написал с отрешенным взглядом, застывшим лицом и чуть склоненной влево головой. С помощью этих деталей художник попытался передать глубину тяжелых переживаний портретируемой. А чтобы усилить этот эффект, Перов выбрал для портрета темную цветовую гамму.
Перов был незаконнорожденным сыном барона Георгия Криденера, губернского прокурора, и уроженки Тобольска Акулины Ивановой. Он стал интересоваться живописью, когда наблюдал за работой приглашенного отцом художника. В 1843–1846 годах Василий учился в Арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина, где усердно учился и даже начал писать масляными красками раньше, чем другие ученики. С 1853 по 1862 год он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1856 году к Перову пришел первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» художнику вручили большую серебряную медаль. А в 1860 году Академия присудила ему малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы».
Получив возможность участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, художник переехал в Санкт-Петербург. В столице в 1861 году он написал картину «Проповедь в селе», за которую кроме медали получил также право отправиться в заграничную поездку в качестве пансионера. Перов провел за рубежом несколько лет, однако жизнь вдали от дома тяготила его.
По возвращении на родину художник плодотворно работал, и скоро о его таланте заговорили критики и прогрессивная общественность. Каждую его картину хвалила молодежь, но жестко критиковали консерваторы. В 1869 году Перов объединился с группой единомышленников и стал одним из основателей Товарищества передвижных выставок.
Перов продолжил традиции лучших мастеров портретной живописи России XIX века, но внес в нее и новые принципы. Он стремился не только отобразить на холсте внешние черты человека, но и воплотить его духовный мир. Так, в работе «Голова старухи» Перов раскрыл образ женщины из народа. Свою героиню он написал с отрешенным взглядом, застывшим лицом и чуть склоненной влево головой. С помощью этих деталей художник попытался передать глубину тяжелых переживаний портретируемой. А чтобы усилить этот эффект, Перов выбрал для портрета темную цветовую гамму.