Искусствоведы отмечают, что в произведениях Марка Шагала удивительным образом совмещаются два разных мироощущения. Одно — глобальное «космическое», другое — конкретное «местечковое». Поэтому вполне реальные, повседневные и привычные образы в интерпретации художника приобретают универсальность и метафоричность.
Эта особенность творческого взгляда Шагала воплотилась и в картине «Метельщик» 1914 года, которая находится в собрании Астраханской государственной картинной галереи.
Своеобразие этой работы, как считают исследователи, заключается в ее гениальной простоте. Шагал изобразил обыкновенного дворника, который метет улицу и очищает ее от мусора, то есть совершает свою повседневную работу. Однако его несколько меланхолическая фигура необыкновенно выразительна, она четко, почти грубо очерчена на размытом, «разметеленном» фоне.
Со свойственной ему парадоксальностью Шагал изобразил дворника спиной к зрителю, словно предлагая самостоятельно додумать и дорисовать его образ. Поэтому остается лишь гадать, какие мысли и эмоции могут наполнять героя картины.
Исследователи отмечают, что на полотне отсутствуют дома, ограды, силуэты церквей — реалии окраин провинциального города, которые изображены на большинстве работ Шагала. Поэтому у метельщика словно нет каких-либо четких границ, в которых он должен работать. А мусор, разлетающийся из-под метлы героя, напоминает шелуху подсолнечника — своеобразный символ наступающего смутного времени. Поэтому искусствоведы полагают, что в «Метельщике» художник воплотил волнение, тревогу о грядущем, которое так же неясно, размыто и туманно, как фон полотна.
Летом 1914 года, в год написания этой картины, Марк Шагал приехал из Парижа в родной Витебск. Он рассчитывал пробыть в городе недолго, но началась Первая мировая война, и возвращение в Европу художнику пришлось отложить. Оказавшись в родных местах, Шагал погрузился в жизнь провинциального Витебска, чтобы «приникнуть» к своим корням, и создал произведения-«документы», как называл их сам художник. Он писал обстановку своего дома, лица родных, повседневные городские сцены, местечковых персонажей: шарманщика, метельщика, продавца газет, уличных музыкантов. «Писал все, что попадалось на глаза», — писал Шагал о витебской серии 1914–1915 годов в автобиографической книге «Моя жизнь».
Эта особенность творческого взгляда Шагала воплотилась и в картине «Метельщик» 1914 года, которая находится в собрании Астраханской государственной картинной галереи.
Своеобразие этой работы, как считают исследователи, заключается в ее гениальной простоте. Шагал изобразил обыкновенного дворника, который метет улицу и очищает ее от мусора, то есть совершает свою повседневную работу. Однако его несколько меланхолическая фигура необыкновенно выразительна, она четко, почти грубо очерчена на размытом, «разметеленном» фоне.
Со свойственной ему парадоксальностью Шагал изобразил дворника спиной к зрителю, словно предлагая самостоятельно додумать и дорисовать его образ. Поэтому остается лишь гадать, какие мысли и эмоции могут наполнять героя картины.
Исследователи отмечают, что на полотне отсутствуют дома, ограды, силуэты церквей — реалии окраин провинциального города, которые изображены на большинстве работ Шагала. Поэтому у метельщика словно нет каких-либо четких границ, в которых он должен работать. А мусор, разлетающийся из-под метлы героя, напоминает шелуху подсолнечника — своеобразный символ наступающего смутного времени. Поэтому искусствоведы полагают, что в «Метельщике» художник воплотил волнение, тревогу о грядущем, которое так же неясно, размыто и туманно, как фон полотна.
Летом 1914 года, в год написания этой картины, Марк Шагал приехал из Парижа в родной Витебск. Он рассчитывал пробыть в городе недолго, но началась Первая мировая война, и возвращение в Европу художнику пришлось отложить. Оказавшись в родных местах, Шагал погрузился в жизнь провинциального Витебска, чтобы «приникнуть» к своим корням, и создал произведения-«документы», как называл их сам художник. Он писал обстановку своего дома, лица родных, повседневные городские сцены, местечковых персонажей: шарманщика, метельщика, продавца газет, уличных музыкантов. «Писал все, что попадалось на глаза», — писал Шагал о витебской серии 1914–1915 годов в автобиографической книге «Моя жизнь».