В собрании Псковского музея-заповедника хранится работа «Купание ребенка» (1916) кисти одного из самых известных художников ХХ века — Марка Шагала.
Уроженец еврейского местечка Витебска, художник глубоко впитал в себя религиозную в своей основе национальную еврейскую культуру, а учеба в Петербурге и переезд при поддержке меценатов в Париж, где по словам самого Шагала, он «проник в самое сердце французской живописи»,окунули его в самую гущу изощренной европейской культуры довоенного времени.
В родной Витебск Шагал вернулся в 1914 году, чтобы навестить родных, но начавшаяся Первая Мировая война не позволила художнику уехать обратно во Францию. В июле 1915 года Шагал женится на Белле Розенфельд, которой будет суждено стать истинной музой художника. После свадьбы, по настоянию Беллы, чета Шагалов переезжает в Петроград. В столице художнику удается найти «тихую гавань» — место в военной конторе, где с утра до ночи приходилось «строчить бумаги». В автобиографии Шагал напишет, как уныло брел домой после работы, и счастье, если вечером удавалось подержать кисть в руках. В городе в это время устраивались погромы, бесчинства, звучали выстрелы. В это трудное время у Беллы и Марка рождается дочь — Ида.
В 1916 году Шагал напишет картину «Купание ребенка» — одну из жемчужин коллекции Псковского музея. Работа была приобретенная музеем в начале 20-х гг. у автора через художественное бюро Н.Е. Добычиной, после «Выставки картин русских художников» (1920), состоявшейся в Пскове совместными усилиями псковских и петроградских художников.
Исследователи творчества Шагала отмечают, что в этот период художник все чаще обращается к повседневным мотивам, часто пишет Беллу и дочь, стремясь запечатлеть самых близких в естественной обстановке, словно создавая кистью своеобразный дневник. На картине из псковского собрания запечатлен момент купания ребенка в интерьере небольшой, скромно обставленной комнаты. Корыто для купания установлено на грубо сколоченный табурет, справа — печь, однако нарочитая синева обоев создает ощущение прохлады в комнате. Белла и Марк склонили головы над ребенком, почти соприкасаясь друг с другом. Жест рук Беллы — оберегающий и защищающий, наполнен нежностью. Фигура девочки словно светится на фоне жестяного корыта — она и есть свет, плод их любви, сама любовь. В неуютном мире холодной комнаты существует еще один мир — мир семьи, любви, взаимной заботы и поддержки, один из знаков этого чувства — встречное движение двух фигур, склонившихся над центром своего мироздания.