1 / 11
#1
Марк Шагал
Мертвые души
#2
#3
Марк Шагал родился в 1887 году в небольшом местечке Лиозно, пригороде Витебска. Первые уроки будущему художнику давал витебский живописец Юдель Пэн. В 1907 году Шагал переехал в Петербург, где поступил в школу Общества поощрения художеств, затем занимался в школе Елизаветы Званцевой, где его наставниками были Мстислав Добужинский и Лев Бакст. В 1909 году Шагал вернулся в Витебск.
В 1910 году Шагал отправился в Париж, где сблизился с литераторами Гийомом Аполлинером, Блезом Сандраром, Максом Жакобом и другими авангардными художниками и поэтами. В 1914 году в Берлине в галерее «Штурм» открылась его первая большая персональная выставка. Из Берлина Шагал приехал в Россию; начало Первой мировой войны помешало его возвращению в Париж. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд, а вскоре его призвали в армию и направили на канцелярскую службу в Военно-промышленный комитет в Петрограде. В ноябре 1917 года вместе с Беллой и маленькой дочерью Идой он вернулся в Витебск.
В августе 1918 года Шагал был назначен комиссаром искусств губернского отдела народного образования. В январе 1919-го он организовал и возглавил Народное художественное училище. Для работы в школе были приглашены Мстислав Добужинский, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич, Иван Пуни, Юдель Пэн. В июне 1920 года Шагал в результате конфликта с Малевичем покинул школу и переехал в Москву, где работал в Еврейском камерном театре и преподавал рисование в школе-колонии для беспризорных в Малаховке.
В 1922 году Шагал с семьей покидает Россию и, проведя около года в Берлине, поселяется в Париже. По предложению Амбруаза Воллара он работает над созданием циклов офортов к изданиям livre d’artiste. В 1937 году художник получил французское гражданство. Во время Второй мировой войны, в 1941 году, Шагал с семьей вынужден был переехать в США, где находился до 1948 года; там прошли несколько его выставок.
После возвращения во Францию художник много работал в технике литографии. Он также создал ряд витражей для соборов и синагоги. В 1964 году Шагалу была поручена роспись плафона парижской Гранд-опера, а в 1966 году он изготовил два панно для вестибюля Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.
В 1973 году Шагал посетил Советский Союз, побывал в Москве и Ленинграде. В 1977 году художник был удостоен высшей награды Франции: ему вручили Большой крест Почетного легиона.
Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе.
В 1910 году Шагал отправился в Париж, где сблизился с литераторами Гийомом Аполлинером, Блезом Сандраром, Максом Жакобом и другими авангардными художниками и поэтами. В 1914 году в Берлине в галерее «Штурм» открылась его первая большая персональная выставка. Из Берлина Шагал приехал в Россию; начало Первой мировой войны помешало его возвращению в Париж. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд, а вскоре его призвали в армию и направили на канцелярскую службу в Военно-промышленный комитет в Петрограде. В ноябре 1917 года вместе с Беллой и маленькой дочерью Идой он вернулся в Витебск.
В августе 1918 года Шагал был назначен комиссаром искусств губернского отдела народного образования. В январе 1919-го он организовал и возглавил Народное художественное училище. Для работы в школе были приглашены Мстислав Добужинский, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич, Иван Пуни, Юдель Пэн. В июне 1920 года Шагал в результате конфликта с Малевичем покинул школу и переехал в Москву, где работал в Еврейском камерном театре и преподавал рисование в школе-колонии для беспризорных в Малаховке.
В 1922 году Шагал с семьей покидает Россию и, проведя около года в Берлине, поселяется в Париже. По предложению Амбруаза Воллара он работает над созданием циклов офортов к изданиям livre d’artiste. В 1937 году художник получил французское гражданство. Во время Второй мировой войны, в 1941 году, Шагал с семьей вынужден был переехать в США, где находился до 1948 года; там прошли несколько его выставок.
После возвращения во Францию художник много работал в технике литографии. Он также создал ряд витражей для соборов и синагоги. В 1964 году Шагалу была поручена роспись плафона парижской Гранд-опера, а в 1966 году он изготовил два панно для вестибюля Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.
В последующие годы художник неоднократно возвращался к работе в livre d’artiste. С его оригинальной печатной графикой создано более ста изданий, являющихся предметом гордости многих музейных и частных собраний.
В 1973 году Шагал посетил Советский Союз, побывал в Москве и Ленинграде. В 1977 году художник был удостоен высшей награды Франции: ему вручили Большой крест Почетного легиона.
Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе.
#4
Об издании
#6
Марк Шагал. «Мертвые души»
#5
В 1922 году Марк Шагал окончательно покинул Россию и направился в Берлин. Спустя некоторое время он получает письмо от своего друга, французского поэта Блэза Сандрара, — тот сообщает ему о возможности получить заказ от Амбруаза Воллара на цикл иллюстраций к произведениям одного из русских авторов. В сентябре 1923 года Шагал прибыл в Париж, где встретился с Волларом. Издатель предложил Шагалу проиллюстрировать повесть графини де Сегюр (урожденной Ростопчиной) «Генерал Дуракин». Шагал же, в свою очередь, предложил «Мертвые души» Николая Гоголя. Воллар ответил согласием, и Шагал сразу приступил к работе.
Он решает выполнять этот заказ в офорте, а точнее, в сочетании различных форм гравюры на металле: акватинты, сухой иглы, механических способов обработки доски различными инструментами, то есть использовать все техники, которыми он недавно овладел в Берлине.
Через полгода после получения заказа Шагал изготовил уже семьдесят пять офортов, а в начале 1926 года завершил работу — всего художником было изготовлено сто офортов. В 1927 году была закончена печать тиража серии офортных иллюстраций. Небольшая часть комплектов оттисков осталась в распоряжении издателя и художника.
Именно в это время Шагал передает в дар Третьяковской галерее один из комплектов иллюстраций. Остальную часть тиража — триста шестьдесят восемь комплектов — Воллар отправляет на склад. Издатель предпринимает несколько попыток издания «Мертвых душ» с офортами Шагала, однако по непонятным причинам книга так и не вышла в свет — вплоть до гибели Воллара в 1939 году.
Только спустя почти десять лет, в 1948 году, начинание Воллара завершил другой великий издатель, Эжен Териад. Из ста офортов для издания Териад отобрал девяносто шесть. Шагал дополнительно выполнил одиннадцать офортов, на которых повторил в уменьшенном размере все девяносто шесть иллюстраций и указал их расположение на страницах, а также одиннадцать заставок и буквиц — по числу глав произведения. Издание вышло в двух томах.
Он решает выполнять этот заказ в офорте, а точнее, в сочетании различных форм гравюры на металле: акватинты, сухой иглы, механических способов обработки доски различными инструментами, то есть использовать все техники, которыми он недавно овладел в Берлине.
Через полгода после получения заказа Шагал изготовил уже семьдесят пять офортов, а в начале 1926 года завершил работу — всего художником было изготовлено сто офортов. В 1927 году была закончена печать тиража серии офортных иллюстраций. Небольшая часть комплектов оттисков осталась в распоряжении издателя и художника.
Именно в это время Шагал передает в дар Третьяковской галерее один из комплектов иллюстраций. Остальную часть тиража — триста шестьдесят восемь комплектов — Воллар отправляет на склад. Издатель предпринимает несколько попыток издания «Мертвых душ» с офортами Шагала, однако по непонятным причинам книга так и не вышла в свет — вплоть до гибели Воллара в 1939 году.
Только спустя почти десять лет, в 1948 году, начинание Воллара завершил другой великий издатель, Эжен Териад. Из ста офортов для издания Териад отобрал девяносто шесть. Шагал дополнительно выполнил одиннадцать офортов, на которых повторил в уменьшенном размере все девяносто шесть иллюстраций и указал их расположение на страницах, а также одиннадцать заставок и буквиц — по числу глав произведения. Издание вышло в двух томах.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Мертвые души
Время создания
1948
Размер
38,7x28,7 см
Коллекция
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться