В экспозиции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств представлена литография Александра Осиповича Орловского «Битва грузин с горцами».
Современники Александра Орловского обращали особенное внимание на его талант блестящего, острого рисовальщика; они высоко ценили его бытовые зарисовки, остроумные, смешные, а подчас и злые карикатуры. Ведущее место в искусстве Орловского было отведено батальным и военно-бытовым сценам. Тема, связанная с героическим прошлым и настоящим, неизменно привлекала художника на протяжении всей его творческой жизни. Сцены сражений, атаки, погони; знаменитые русские полководцы и безымянные воины: казаки, башкиры, черкесы, персы, турки и горцы — предстают перед зрителями в решающие моменты жизни или смерти и в мирное время. В качестве фона для развертывания батальных и разбойничьих сюжетов художник избирал обычно мрачные пейзажи с тревожным лунным светом, с согнувшимися от ветра деревьями, с грозовым небом.
К интересным по технике работам можно отнести представленную в экспозиции Ирбитского музея литографию Орловского «Битва грузин с горцами», созданную в 1826 году. На этой литографии взгляд художника сосредоточен на первом плане, что привело к увеличению размеров фигур всадников и коней. Изображая одну из многочисленных кровопролитных битв за Кавказские территории, автор оставляет зрителей в недоумении, какую же именно битву он имел ввиду. На гравюре присутствуют как грузинские воины, так и персидские, и даже турецкие янычары. Большой знаток оружия восточных народов и казаков, блестящий анималист, Орловский смог развернуть в изображении жаркой схватки весь пыл своего темперамента.