Эта картина — образец любимой Эйзенштейном глубинной композиции: почти стереоскопического эффекта художник достиг с помощью контраста темных профилей на балконе и ярко освещенной сцены. Для режиссера в полотне Домье было важно, что на переднем плане — публика, поглощенная зрелищем, а не актеры, играющие «убийство из ревности». Это перекликается с идеями манифеста «Монтаж аттракционов» 1923 года, который начинается словами: «Основным материалом театра является зритель».
Французский живописец, график, скульптор Оноре Домье (1808–1879) был одним из самых любимых художников Сергея Эйзенштейна. Режиссер вспоминал, что книга с его рисунками была первой, самостоятельно купленной в детстве книгой. Впоследствии он собрал большую коллекцию книг, альбомов, оригинальных оттисков и репродукций Домье. А когда в 1935 году получил квартиру в доме Мосфильма на Потылихе, то украсил рабочий кабинет факсимильными — наиболее точными — репродукциями двух картин Домье: он нашел их в каталоге лондонского букиниста Цвеммера и попросил прислать их в счет гонорара за публикацию своих статей в Англии.
Живописное полотно «Мелодрама» Домье написал в 1860 году (оригинал сейчас хранится в мюнхенском музее «Новая Пинакотека»). Оно отразило любовь художника к сценическому искусству — но не к придворным академическим театрам, а к так называемым «бульварным», так как они находились в Париже на Больших Бульварах. И играли в них не возвышенные трагедии для аристократов, а чувствительные мелодрамы, захватывающие детективы и едкие комедии о современных нравах — эти жанры любила «простонародная» публика.
На заднем плане картины Домье — представление на сцене. Сюжет мелодрамы известен по графическому эскизу Домье на ту же тему. Человек со шпагой, указывая на «труп», кричит заломившей руки женщине: «Il était votre amant, Madame!» («Он был вашим любовником, Мадам!»). На переднем плане изображены парижане, взволнованные зрелищем «убийства из ревности».
Эйзенштейн тоже любил и хорошо знал репертуар бульварных театров и считал, что жанры этих представлений и стиль игры их лучших актеров во многом определили будущее кино.
Французский живописец, график, скульптор Оноре Домье (1808–1879) был одним из самых любимых художников Сергея Эйзенштейна. Режиссер вспоминал, что книга с его рисунками была первой, самостоятельно купленной в детстве книгой. Впоследствии он собрал большую коллекцию книг, альбомов, оригинальных оттисков и репродукций Домье. А когда в 1935 году получил квартиру в доме Мосфильма на Потылихе, то украсил рабочий кабинет факсимильными — наиболее точными — репродукциями двух картин Домье: он нашел их в каталоге лондонского букиниста Цвеммера и попросил прислать их в счет гонорара за публикацию своих статей в Англии.
Живописное полотно «Мелодрама» Домье написал в 1860 году (оригинал сейчас хранится в мюнхенском музее «Новая Пинакотека»). Оно отразило любовь художника к сценическому искусству — но не к придворным академическим театрам, а к так называемым «бульварным», так как они находились в Париже на Больших Бульварах. И играли в них не возвышенные трагедии для аристократов, а чувствительные мелодрамы, захватывающие детективы и едкие комедии о современных нравах — эти жанры любила «простонародная» публика.
На заднем плане картины Домье — представление на сцене. Сюжет мелодрамы известен по графическому эскизу Домье на ту же тему. Человек со шпагой, указывая на «труп», кричит заломившей руки женщине: «Il était votre amant, Madame!» («Он был вашим любовником, Мадам!»). На переднем плане изображены парижане, взволнованные зрелищем «убийства из ревности».
Эйзенштейн тоже любил и хорошо знал репертуар бульварных театров и считал, что жанры этих представлений и стиль игры их лучших актеров во многом определили будущее кино.