Шрифт
Цвет
Графика
Оноре Домье
Персона

Оноре Викторен Домье

Годы жизни: 1808–1879
#2

Французский художник Оноре Викторен Домье — выдающийся политический и социальный карикатурист, самобытный живописец и скульптор с узнаваемым стилем работ.


На жизненном и творческом пути ему встречалось множество преград: неприятие широкой общественностью и пренебрежение высшего общества, судебный приговор и финансовые трудности, проблемы со здоровьем и полная слепота. Однако ему удалось создать множество остро социальных и политических произведений, в которых проявился его многогранный художественный дар, и стать крупнейшим мастером карикатуры своего века. 

#3

Первые шаги и обретение себя

#4

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года на юге Франции в Марселе. Его отец-стекольщик подавал литературные надежды и искал способ опубликовать свои поэмы. Столица предлагала больше возможностей, и семья перебралась в Париж. У юного Оноре обнаружились художественные задатки, однако отец не только не стремился помочь их развить, но и пытался отвадить сына от занятий искусством. Несмотря на это в 14 лет у Домье появился покровитель. Им стал историк Александр Ленуар. В 15 лет Домье поступил в частную художественную школу — Академию Сюиса. 

После ее окончания он начал свой профессиональный путь с создания литографий. С юных лет он успешно сотрудничал с несколькими издательствами и делал для них иллюстрации. Молодой Домье подражал стилю художника и гравера Никола-Туссена Шарле, который мастерски передавал реалии современной ему жизни.


Поворотным моментом в жизни Домье стала Июльская революция 1830 года. Художник открыл для себя необъятный мир карикатуры, который навсегда изменил всю его судьбу. Домье стал рисовать для еженедельного журнала с говорящим названием «Карикатура», а также создавать скульптуры. Его привлекали остро политические сюжеты. Меткое перо сатиры Домье выхватывало из жизни и гротескно изображало чиновное и судейское сословие.


Благодаря карикатурам художник ступил на путь, который одновременно доставил ему много хлопот и проблем, но также привел к вершинам французского художественно-сатирического пантеона, правда уже после смерти.


В 1832 году за одну из наиболее известных литографий Домье был приговорен к шести месяцам тюрьмы и штрафу. На этой карикатуре художник изобразил короля Луи Филиппа в образе персонажа Франсуа Рабле — толстого пожирателя золота.


Опыт участия в судебных разбирательствах и пребывания за решеткой позволил художнику создать целую галерею новых работ. Из них следовало, что бедные и угнетенные всегда оставались неправы, потому что суд никогда не принимал их сторону. В наиболее выигрышном положении оказывались адвокаты.


После выхода на свободу Домье продолжил активную деятельность на ниве карикатуры. Он обличал сытую леность и безделье политиков, безропотную покорность подчиненных. При этом к простым людям художник испытывал симпатию и сострадание. 

#5
#6

Все изменилось в 1835 году, когда был принят закон о цензуре в прессе, и публикации журнала «Карикатура» пришлось приостановить. 

#7

Творчество в условиях цензуры 

#8

Под действием нового закона Домье сместил фокус своего внимания на изображение буржуазных нравов.


В 1848 году художник познакомился со своим будущим близким другом — арт-дилером Адольфом Бёнье, который только что открыл новую галерею. За годы дружбы Бёнье приобрел у Домье множество картин — большинство между 1865 и 1867 годами.


Французская революция 1848 года сподвигла Домье вновь направить часть сил на сатирическую и гротескную скульптуру. Он посвятил ей относительно немного времени. Однако этот вид искусства увлекал Домье своей выразительностью и возможностью полностью воплотить художественные идеи. Его скульптурные работы также отличает узнаваемый стиль мастера, чей почерк сложно спутать.


С конца 1840-х годов Домье стал тяготеть к более монументальным формам искусства — картинам маслом и акварелью. Полотно на тему первой книги басен Жана де Лафонтена художник представил в Парижском Салоне 1849 года. Другие работы того же периода были посвящены героям Сервантеса, странствующим артистам и социальным темам. Домье также уделил значительное внимание революции и связанным с ней событиям. 

#9
#10

Однако с течением времени Домье стал отходить от революционных треволнений и сосредоточился на бытовых и социальных сюжетах. Серия картин «Прачки» стала одной из вершин позднего творчества живописца. 

#11
«Прачки на лестнице», 1860–1862 годы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#12

Закат карьеры 

#13

С середины 1860-х годов Домье стали преследовать финансовые трудности. Вместе с супругой он покинул Париж и переехал в коммуну Вальмондуа. Чета поселилась в доме, который предоставил друг и коллега художника — живописец Камиль Коро.


В творчестве 1870-х годов Домье вновь обратился к литографии, чтобы освещать события Франко-Прусской войны.


Свою последнюю карикатуру он создал в 1870 году. У пожилого художника начались проблемы со зрением, и на излете 1870-х годов он ослеп. С 1877 года ему выплачивалась пенсия, но он жил в постоянной нужде.


На протяжении жизни карикатуры Домье никогда не пользовались всеобщей популярностью и признанием. Первая ретроспективная выставка работ художника прошла в 1878 году под руководством Виктора Гюго в галерее Поля Дюран-Рюэля. Буржуазия и средний класс не смогли оценить масштаб и талант Домье — для них он всегда оставался лишь карикатуристом. При этом именно он стал первым художником своего времени, кто сумел подсветить тяжелую судьбу угнетенных людей и показать их материальную и духовную нищету.


Художник не дожил чуть больше двух недель до своего 71-летия. Домье умер 10 февраля 1879 года в своем доме в Вальмондуа. Однако через год его прах был перенесен на самое крупное парижское кладбище Пер-Лашез. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%