Этот карикатурный портрет французского писателя Оноре де Бальзака (1799–1850) висел в библиотеке квартиры на Потылихе, на нижней части торца стеллажа, справа от двери в спальню. Автор шаржа Бенжамен Рубо (1811–1847) известен как карикатурист, который с 1830 года вместе с Оноре Домье и Гранвилем работал в сатирических парижских газетах «Ла Карикатюр» и «Шаривари». Рубо также создал «Шариварский Пантеон» из ста шаржей на самых влиятельных личностей своего времени.
Художник часто подписывал свои карикатуры просто Бенжамен, как на этом листе из газеты «Шаривари» (Lе Charivari) от 12 октября 1838 года. На литографии Рубо Бальзак стоит, скрестив руки. На нем балахон и домашние тапки, на постели лежат листы бумаги с названиями его произведений. Можно прочесть одно из них «La vieille fille» (роман «Старая дева», написан в 1836 году). Такой его образ не случаен: Бальзак описывал не экзотические страны, не романтические приключения, не демонических героев, а повседневную жизнь современной Франции и ее обитателей. Под шаржем — стихотворная подпись: «Balzac, nourri de gloire, est cependant bien gras. Par malheur ses succès ne lui ressemblent pas», которая с французского переводится как: «Бальзак, питающийся славой, притом весьма тучен. Его успехи, к несчастью, на него не похожи».
Однако слава Оноре де Бальзака пережила его время. В грандиозном цикле романов, повестей и рассказов «Человеческая комедия» он создал коллективный образ современного общества, состоящий из множества психологически и социально точных портретов людей. Творения Бальзака признаны классикой, без них невозможно представить себе развитие французской и мировой литературы.
Эйзенштейн считал, что режиссеры, сценаристы, актеры могут учиться у Бальзака выразительности и образности в создании характеров персонажей. В теоретических трудах режиссера много ссылок на творческий опыт писателя, примеры из его произведений Эйзенштейн приводил на занятиях со студентами во ВГИКе. Учебный этюд «Арест Вотрена» по эпизоду из романа Бальзака «Отец Горио» на курсе Эйзенштейна стал классикой постижения искусства мизансцены. А роман «Кузина Бетта» сам кинорежиссер мечтал инсценировать в московском Театре Революции, героиню должна была играть его ученица по Пролеткульту Юдифь Глизер, но замысел не удалось осуществить.
Художник часто подписывал свои карикатуры просто Бенжамен, как на этом листе из газеты «Шаривари» (Lе Charivari) от 12 октября 1838 года. На литографии Рубо Бальзак стоит, скрестив руки. На нем балахон и домашние тапки, на постели лежат листы бумаги с названиями его произведений. Можно прочесть одно из них «La vieille fille» (роман «Старая дева», написан в 1836 году). Такой его образ не случаен: Бальзак описывал не экзотические страны, не романтические приключения, не демонических героев, а повседневную жизнь современной Франции и ее обитателей. Под шаржем — стихотворная подпись: «Balzac, nourri de gloire, est cependant bien gras. Par malheur ses succès ne lui ressemblent pas», которая с французского переводится как: «Бальзак, питающийся славой, притом весьма тучен. Его успехи, к несчастью, на него не похожи».
Однако слава Оноре де Бальзака пережила его время. В грандиозном цикле романов, повестей и рассказов «Человеческая комедия» он создал коллективный образ современного общества, состоящий из множества психологически и социально точных портретов людей. Творения Бальзака признаны классикой, без них невозможно представить себе развитие французской и мировой литературы.
Эйзенштейн считал, что режиссеры, сценаристы, актеры могут учиться у Бальзака выразительности и образности в создании характеров персонажей. В теоретических трудах режиссера много ссылок на творческий опыт писателя, примеры из его произведений Эйзенштейн приводил на занятиях со студентами во ВГИКе. Учебный этюд «Арест Вотрена» по эпизоду из романа Бальзака «Отец Горио» на курсе Эйзенштейна стал классикой постижения искусства мизансцены. А роман «Кузина Бетта» сам кинорежиссер мечтал инсценировать в московском Театре Революции, героиню должна была играть его ученица по Пролеткульту Юдифь Глизер, но замысел не удалось осуществить.