Юбер Робер — французский пейзажист, известный изображениями античных руин и идеализированной природы. Пейзаж «Эрменонвиль. Тополиный остров» является одним из четырех живописных полотен, которые были приобретены Воронцовыми в 1852 году. На панно изображён живописный уголок в поместье маркиза Рене де Жирардена. Маркиз был почитателем известного философа эпохи просвещения — Жан-Жака Руссо.
Вдохновлённый описанием садов в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», маркиз пожелал завести у себя подобный парк. Местность к северу от Парижа, состоявшая из дремучего леса, окруженного болотами и песками, была преобразована французским архитектором Морелем в 1770-е годы. Именно тогда в Европе начинается массовое увлечение пейзажными парками, которому в немалой степени способствовали идеи Руссо. Как и Руссо Робер видел в цивилизации разрушительную силу и был очарован «золотым веком» человечества — античностью. За свою деятельность садовода-декоратора Робер получил звание «рисовальщика королевских садов». Он выработал собственные приёмы при составлении древесных кулис, планировке искусственных руин и многопланового построения далей.
Робер принимал самое деятельное участие в создании ряда пейзажных парков, в том числе Эрменонвиля. Самым достопримечательным местом парка стал рукотворный ландшафт, получивший название «Пустыня». Его главным украшением стал искусственно созданный посреди озера Тополиный остров — любимое место прогулок, а затем — место упокоения Руссо. Последние месяцы жизни мыслитель провёл в поместье Жирардена, где скончался 2 июля 1778 году. С этого времени элегический мотив надгробия Руссо часто встречается в произведениях Робера. И философ, и художник боготворили природу, которая занимала главное место в их творчестве.
На первом плане картины возвышаются нарядные деревья с изумрудно-зелёной листвой. Под её сенью беззаботно веселятся люди, не замечая, что время летит, будто потоки каскада, изображённого позади. Состояние радости постепенно сменяется элегической грустью: взгляд, невольно останавливается на саркофаге, едва заметном в тени тополей, затем на руинах храма с колоннами. «Среди радостей жизни не забывай о разрушающей силе природы» — таков философский смысл картины.
Вдохновлённый описанием садов в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», маркиз пожелал завести у себя подобный парк. Местность к северу от Парижа, состоявшая из дремучего леса, окруженного болотами и песками, была преобразована французским архитектором Морелем в 1770-е годы. Именно тогда в Европе начинается массовое увлечение пейзажными парками, которому в немалой степени способствовали идеи Руссо. Как и Руссо Робер видел в цивилизации разрушительную силу и был очарован «золотым веком» человечества — античностью. За свою деятельность садовода-декоратора Робер получил звание «рисовальщика королевских садов». Он выработал собственные приёмы при составлении древесных кулис, планировке искусственных руин и многопланового построения далей.
Робер принимал самое деятельное участие в создании ряда пейзажных парков, в том числе Эрменонвиля. Самым достопримечательным местом парка стал рукотворный ландшафт, получивший название «Пустыня». Его главным украшением стал искусственно созданный посреди озера Тополиный остров — любимое место прогулок, а затем — место упокоения Руссо. Последние месяцы жизни мыслитель провёл в поместье Жирардена, где скончался 2 июля 1778 году. С этого времени элегический мотив надгробия Руссо часто встречается в произведениях Робера. И философ, и художник боготворили природу, которая занимала главное место в их творчестве.
На первом плане картины возвышаются нарядные деревья с изумрудно-зелёной листвой. Под её сенью беззаботно веселятся люди, не замечая, что время летит, будто потоки каскада, изображённого позади. Состояние радости постепенно сменяется элегической грустью: взгляд, невольно останавливается на саркофаге, едва заметном в тени тополей, затем на руинах храма с колоннами. «Среди радостей жизни не забывай о разрушающей силе природы» — таков философский смысл картины.