Владимир Федосеевич Раевский — уроженец Курской губернии, села Хворостянки, потомственный дворянин, выпускник московского Благородного пансиона и петербургского Второго кадетского корпуса, стал первым в России поэтом-декабристом.
Революционными настроениями он проникся еще во время обучения, как и некоторые его однокашники — будущие декабристы Николай Иванович Тургенев, Иван Григорьевич Бурцов, Николай Александрович Крюков, Гавриил Степанович Батеньков.
Семнадцатилетним Раевский участвовал в войне 1812 года, за проявленную в Бородинской битве отвагу был награжден золотой шпагой «За храбрость». Тогда же он создал свою патриотическую «Песнь воинов перед сраженьем».
Во время службы в Кишинёве Раевский стал членом «Союза благоденствия», а затем — Южного тайного общества, во главе которого стоял Павел Иванович Пестель. Читая курсы литературы, географии и истории в дивизионной школе, он рассказывал ученикам о Конституции, революционных событиях во Франции и Испании, идеях свободы и равенства, занимался публицистикой. Его тексты «О солдате», «О крестьянском рабстве» быстро распространялись в солдатской и офицерской среде.
Убеждения поэта свели его с Александром Сергеевичем Пушкиным и повлияли на взгляды последнего. В 1822 году, несмотря на вовремя уничтоженные, по совету Пушкина, компрометирующие бумаги, Раевский был арестован как революционер-агитатор, заключен в Тираспольскую крепость, а через пять с лишним лет сослан в Сибирь. Его творчеству периода заключения свойственны революционно-патриотические мотивы («Певец в темнице», «К друзьям в Кишинев»). В ссылке в иркутском селе Олонки, занимаясь просвещением, открытой им школой, хозяйством, Раевский стал больше склоняться к философской лирике («Предсмертная дума», «Думы»). Получив амнистию, в Россию он не вернулся, оставшись в более свободной от крепостных нравов Сибири.
Этот экслибрис авторства Владимира Владимировича Козьмина входит в цикл, созданный для экспозиции Белгородского литературного музея и дополнившей ее антологии «Литературные памятники Белгородчины».
Революционными настроениями он проникся еще во время обучения, как и некоторые его однокашники — будущие декабристы Николай Иванович Тургенев, Иван Григорьевич Бурцов, Николай Александрович Крюков, Гавриил Степанович Батеньков.
Семнадцатилетним Раевский участвовал в войне 1812 года, за проявленную в Бородинской битве отвагу был награжден золотой шпагой «За храбрость». Тогда же он создал свою патриотическую «Песнь воинов перед сраженьем».
Во время службы в Кишинёве Раевский стал членом «Союза благоденствия», а затем — Южного тайного общества, во главе которого стоял Павел Иванович Пестель. Читая курсы литературы, географии и истории в дивизионной школе, он рассказывал ученикам о Конституции, революционных событиях во Франции и Испании, идеях свободы и равенства, занимался публицистикой. Его тексты «О солдате», «О крестьянском рабстве» быстро распространялись в солдатской и офицерской среде.
Убеждения поэта свели его с Александром Сергеевичем Пушкиным и повлияли на взгляды последнего. В 1822 году, несмотря на вовремя уничтоженные, по совету Пушкина, компрометирующие бумаги, Раевский был арестован как революционер-агитатор, заключен в Тираспольскую крепость, а через пять с лишним лет сослан в Сибирь. Его творчеству периода заключения свойственны революционно-патриотические мотивы («Певец в темнице», «К друзьям в Кишинев»). В ссылке в иркутском селе Олонки, занимаясь просвещением, открытой им школой, хозяйством, Раевский стал больше склоняться к философской лирике («Предсмертная дума», «Думы»). Получив амнистию, в Россию он не вернулся, оставшись в более свободной от крепостных нравов Сибири.
Этот экслибрис авторства Владимира Владимировича Козьмина входит в цикл, созданный для экспозиции Белгородского литературного музея и дополнившей ее антологии «Литературные памятники Белгородчины».