Экслибрисы, особые знаки с именем владельца книги, обычно наклеивали или проставляли печатью на форзаце издания.
В России первые частные библиотеки и, соответственно, книжные знаки принадлежали сподвижникам Петра I: князю Дмитрию Голицыну, лейбмедику императора Роберту Арескину и фельдмаршалу Якову Брюсу. Изначально все экслибрисы были гербовыми, затем появились шрифтовые, вензелевые и сюжетные; в начале XX столетия в обиход вошли портретные, именные.
Современный автор именных экслибрисов, Владимир Владимирович Козьмин, родился в 1941 году в Иркутске, в 1975 году переехал в Белгород, где окончил факультет народно-художественного творчества Института культуры и искусств. Работал в различных техниках: офорт, резцовая гравюра, линогравюра, ксилография, рисунок, масляная живопись, акварель; создавал пейзажи и натюрморты, иллюстрировал книги.
Специально для Белгородского литературного музея он создал ряд экслибрисов, в том числе — князя Николая Борисовича Голицына.
Выходец из одной из самых знатных семей России, Николай Голицын получил общее и музыкальное образование, после окончания Пажеского корпуса принимал участие в Отечественной и Крымской войнах, стал кавалером орденов Святой Анны и Святого Владимира 4-й степени, был награжден именной шпагой.
Литературный талант князя проявился в его произведениях на русском и французском языках: путевом очерке «Переезд через Кавказские горы», рассказе «Призрак-обличитель», мемуарах «Офицерские записки, или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов» (опубликованы в 1837 году), стихах и очерках на тему Отечественной войны 1812 года, «Поэтических опытах князя Н.Б. Голицына». Большую часть своих произведений он публиковал анонимно или под псевдонимами.
Занимался Голицын и переводами на французский язык стихов Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Козлова, с которыми был дружен.
Главным делом своей жизни князь Голицын сделал музыкальное просветительство. После выхода в отставку, в 1820-х годах он стал регулярно давать концерты в частных собраниях и салонах, состоял в переписке с Людвигом ван Бетховеном, был знаком с Фридериком Шопеном и Михаилом Клеофасом Огинским.
В экслибрисе, выполненном Владимиром Козьминым, сочетаются главные стороны жизни князя Голицына: дворянское достоинство, музыка, военное дело и литература.
В России первые частные библиотеки и, соответственно, книжные знаки принадлежали сподвижникам Петра I: князю Дмитрию Голицыну, лейбмедику императора Роберту Арескину и фельдмаршалу Якову Брюсу. Изначально все экслибрисы были гербовыми, затем появились шрифтовые, вензелевые и сюжетные; в начале XX столетия в обиход вошли портретные, именные.
Современный автор именных экслибрисов, Владимир Владимирович Козьмин, родился в 1941 году в Иркутске, в 1975 году переехал в Белгород, где окончил факультет народно-художественного творчества Института культуры и искусств. Работал в различных техниках: офорт, резцовая гравюра, линогравюра, ксилография, рисунок, масляная живопись, акварель; создавал пейзажи и натюрморты, иллюстрировал книги.
Специально для Белгородского литературного музея он создал ряд экслибрисов, в том числе — князя Николая Борисовича Голицына.
Выходец из одной из самых знатных семей России, Николай Голицын получил общее и музыкальное образование, после окончания Пажеского корпуса принимал участие в Отечественной и Крымской войнах, стал кавалером орденов Святой Анны и Святого Владимира 4-й степени, был награжден именной шпагой.
Литературный талант князя проявился в его произведениях на русском и французском языках: путевом очерке «Переезд через Кавказские горы», рассказе «Призрак-обличитель», мемуарах «Офицерские записки, или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов» (опубликованы в 1837 году), стихах и очерках на тему Отечественной войны 1812 года, «Поэтических опытах князя Н.Б. Голицына». Большую часть своих произведений он публиковал анонимно или под псевдонимами.
Занимался Голицын и переводами на французский язык стихов Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Козлова, с которыми был дружен.
Главным делом своей жизни князь Голицын сделал музыкальное просветительство. После выхода в отставку, в 1820-х годах он стал регулярно давать концерты в частных собраниях и салонах, состоял в переписке с Людвигом ван Бетховеном, был знаком с Фридериком Шопеном и Михаилом Клеофасом Огинским.
В экслибрисе, выполненном Владимиром Козьминым, сочетаются главные стороны жизни князя Голицына: дворянское достоинство, музыка, военное дело и литература.