Смоленское сражение состоялось 4–5 августа 1812 года. Оно стало первой крупной битвой Отечественной войны. После того как 22 июля первая и вторая Западные армии русских войск соединились в Смоленске, они выдвинулись западнее города.
2 августа Наполеон стремительно форсировал Днепр. Он пытался занять Смоленск и перерезать дорогу русской армии, принудить ее к генеральному сражению. Пётр Иванович Багратион спешно перебросил к Смоленску корпус Николая Николаевича Раевского.
Русские войска выдерживали оборонительную тактику: они сконцентрировали силы на въездах в город и на соседних бастионах. Кроме того, использовали в качестве прикрытия городскую стену конца XVI столетия, которая частично сохранилась до настоящего времени.
Первые атаки французы предприняли утром 4 августа, однако затем Наполеон приказал отложить штурм в надежде на подход основных сил. В ночь на 5 августа большая часть русской армии отступила восточнее, а Смоленск занял корпус Дмитрия Сергеевича Дохтурова, усиленный дивизией Петра Петровича Коновницына.
Во второй половине дня 5 августа в попытке преградить путь отступающей русской армии Наполеон принял решение штурмовать Смоленск. К шести часам вечера французам удалось занять все предместья, но не проникнуть внутрь крепости. Последовал интенсивный артиллерийский обстрел. Он вызвал в городе пожар, и в ночь на 6 августа русские силы оставили Смоленск.
На картине «Бой за Молоховские ворота города Смоленска» художник Пётр Иванович Жигимонт отобразил один из эпизодов сражения 5 августа. После того как русские драгуны, которых атаковала французская кавалерия, были вынуждены отступить к Молоховским воротам в южной части города, пехота дивизии Коновницына контратакой из города отбила наступающего неприятеля.
В левой части картины видны крепостные ворота, из которых вышла русская пехота во главе с Петром Петровичем. На переднем плане автор разместил французских пехотинцев, которых теснят русские войска. Автор полотна, Пётр Иванович Жигимонт, был членом Студии военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова.
Творческие интересы Жигимонта лежали преимущественно в области эпизодов Великой Отечественной войны, участником которой он был, но мастер затрагивал и тематику 1812 года. В составе студии он принимал участие в восстановлении после пожара знаменитой Бородинской панорамы Франца Алексеевича Рубо. «Бой за Молоховские ворота города Смоленска» автор написал специально по заказу Бородинского музея-заповедника в 1956 году.
2 августа Наполеон стремительно форсировал Днепр. Он пытался занять Смоленск и перерезать дорогу русской армии, принудить ее к генеральному сражению. Пётр Иванович Багратион спешно перебросил к Смоленску корпус Николая Николаевича Раевского.
Русские войска выдерживали оборонительную тактику: они сконцентрировали силы на въездах в город и на соседних бастионах. Кроме того, использовали в качестве прикрытия городскую стену конца XVI столетия, которая частично сохранилась до настоящего времени.
Первые атаки французы предприняли утром 4 августа, однако затем Наполеон приказал отложить штурм в надежде на подход основных сил. В ночь на 5 августа большая часть русской армии отступила восточнее, а Смоленск занял корпус Дмитрия Сергеевича Дохтурова, усиленный дивизией Петра Петровича Коновницына.
Во второй половине дня 5 августа в попытке преградить путь отступающей русской армии Наполеон принял решение штурмовать Смоленск. К шести часам вечера французам удалось занять все предместья, но не проникнуть внутрь крепости. Последовал интенсивный артиллерийский обстрел. Он вызвал в городе пожар, и в ночь на 6 августа русские силы оставили Смоленск.
На картине «Бой за Молоховские ворота города Смоленска» художник Пётр Иванович Жигимонт отобразил один из эпизодов сражения 5 августа. После того как русские драгуны, которых атаковала французская кавалерия, были вынуждены отступить к Молоховским воротам в южной части города, пехота дивизии Коновницына контратакой из города отбила наступающего неприятеля.
В левой части картины видны крепостные ворота, из которых вышла русская пехота во главе с Петром Петровичем. На переднем плане автор разместил французских пехотинцев, которых теснят русские войска. Автор полотна, Пётр Иванович Жигимонт, был членом Студии военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова.
Творческие интересы Жигимонта лежали преимущественно в области эпизодов Великой Отечественной войны, участником которой он был, но мастер затрагивал и тематику 1812 года. В составе студии он принимал участие в восстановлении после пожара знаменитой Бородинской панорамы Франца Алексеевича Рубо. «Бой за Молоховские ворота города Смоленска» автор написал специально по заказу Бородинского музея-заповедника в 1956 году.