Эйзенштейн анализирует композицию «Моста» Хокусая с точки зрения взаимосвязи двух противоположных начал: Ян и Инь.
Разбирая композицию того или иного произведения, Эйзенштей зарисовывал его схему в целом и по деталям. Нарисовав схему «Волны» Хокусая, он выявил ее непосредственный прообраз — традиционную схему Инь-Ян в круге.
То же гармоничное взаимодействие двух начал Эйзенштейн анализировал в триптихе Утамаро «Ныряльщицы за устрицами» из своей коллекции.
Ян (белое, мужское, теплое, твердое, нечетное…) и Инь (черное, женское, холодное, мягкое, четное…) — два взаимодействующих начала во вселенной, две основные космические силы движения. Открытые в китайской философии, они перекочевали и в японские представления о мире.
Разбирая композицию того или иного произведения, Эйзенштей зарисовывал его схему в целом и по деталям. Нарисовав схему «Волны» Хокусая, он выявил ее непосредственный прообраз — традиционную схему Инь-Ян в круге.
То же гармоничное взаимодействие двух начал Эйзенштейн анализировал в триптихе Утамаро «Ныряльщицы за устрицами» из своей коллекции.