Фильмы Сергея Эйзенштейна входят в списки важнейших лент в истории кино. Но режиссура не была его первым выбором. Он собирался стать архитектором, изучал японский язык и был театральным художником. Только после этого он выбрал путь режиссера. В кино и театре Эйзенштейн изобрел новые приемы и стал известен в СССР и за рубежом.
Персона «Революция сделала меня художником»
Эйзенштейн Сергей Михайлович
Годы жизни: 1898–1948
#1
Эйзенштейн.jpg
С.М. Эйзенштейн
Париж, Франция, 1920-е годы. Фотография: Андре Кертес / Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
#3
#2
«Революция сделала меня художником»
#4
Сергей Эйзенштейн родился в 1898 году в Риге. Его отец был городским архитектором, корифеем местного модерна. Мать происходила из купеческой семьи. Семья была благополучной, Эйзенштейны жили в достатке. Но Сергей Михайлович в «Автобиографии» вспоминал детство без удовольствия, упоминал, что родители были «неправильного», нерабочего происхождения. Текст относится примерно к 1946 году, когда режиссер тяжело переживал проблемы со второй серией своего большого исторического полотна «Иван Грозный» и критику со стороны советской власти.
Жизнь в достатке открыла для молодого человека много возможностей. Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка, английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры.
В возрасте 9 лет, в 1907 году, Сергей Эйзенштейн поступил в Рижское реальное училище. На Рождество и Пасху ездил гостить к бабушке в Санкт-Петербург. После развода родителей в 1912 году Эйзенштейн остался жить с отцом, который начал готовить сына к карьере архитектора.
По совету отца Эйзенштейн поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Там в 1917 году его застала революция. Сергей Эйзенштейн стал сторонником новой власти, для него общественные преобразования стали возможностью перемен и в искусстве.
Жизнь в достатке открыла для молодого человека много возможностей. Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка, английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры.
В возрасте 9 лет, в 1907 году, Сергей Эйзенштейн поступил в Рижское реальное училище. На Рождество и Пасху ездил гостить к бабушке в Санкт-Петербург. После развода родителей в 1912 году Эйзенштейн остался жить с отцом, который начал готовить сына к карьере архитектора.
По совету отца Эйзенштейн поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Там в 1917 году его застала революция. Сергей Эйзенштейн стал сторонником новой власти, для него общественные преобразования стали возможностью перемен и в искусстве.
#5
Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — это она сделала меня художником. Если бы не революция, я бы никогда не «расколотил» традиции — от отца к сыну — в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения.
Сергей Эйзенштейн
#6
От военного телефониста до режиссера
#7
Весной 1917 года Сергея Эйзенштейна призвали на военную службу и зачислили в школу прапорщиков инженерных войск. Через год он вступил в ряды Красной армии. На службе Эйзенштейн прошел путь от телефониста до помощника младшего прораба, был техником-строителем, сапером. Там же проявился его интерес к искусству. Именно в армии театр стал занимать все больше места в жизни молодого человека. Он был художником, актером и режиссером в самодеятельности, поступил на место художника-декоратора театральной части Политотдела Западного фронта. Постановками он занимался в перерывах между боями.
На фронте Эйзенштейн познакомился с преподавателем японского. После демобилизации Сергей Михайлович получил направление на отделение восточных языков Академии Генерального штаба. Он серьезно изучал японскую культуру, однако театр оказался для него интереснее.
В 1920 году Эйзенштейн приехал в Москву и вскоре устроился художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. В 1921 году он поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские, которые возглавлял режиссер Всеволод Мейерхольд. В Пролеткульте Эйзенштейн начал работать как художник над спектаклем Валентина Смышляева «Мексиканец» по произведению Джека Лондона. Очень быстро Эйзенштейн потеснил Смышляева и фактически стал режиссером.
В то время молодой Эйзенштейн говорил, что готов создавать декорации и ставить спектакли лишь для того, чтобы получше узнать театр, а потом разрушить его. Он был сторонником революционного искусства.
#8
«Монтаж аттракционов»: режиссер-новатор
#9
В Пролеткульте Эйзенштейн работал еще над несколькими постановками, среди них — пьеса драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Режиссер использовал прием «монтаж аттракционов». Его Эйзенштейн придумал сам, и написал статью в журнал «ЛЕФ» в 1923 году. «Аттракционом» режиссер называл все, что способно подвергнуть зрителя «чувственному воздействию», а «монтажом» — соединение различных «аттракционов». От пьесы Островского остались только имена героев. Сцена превратилась в цирковой манеж, актеры танцевали над головами зрителей на тросе. Среди «аттракционов» была небольшая киновставка «Дневник Глумова» — первая кинематографическая работа Эйзенштейна.
В театре Эйзенштейна интересовали необычные формы. «Противогазы» Сергея Третьякова он поставил на Московском газовом заводе, так как пьеса рассказывала о жизни рабочих. Тогда же он начал работать с фотографией, и приобрел опыт построения кадра и поиска места каждой сцены.
Следующим шагом в кино стал перемонтаж фильма «Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга. В СССР картина шла под названием «Позолоченная гниль». Затем он решил снять цикл из восьми фильмов «К диктатуре». Съемки режиссер начал с картины «Стачка», которая вышла на экраны в 1925 году. Эйзенштейн использовал новые для 1920-х приемы — кинометафоры, необычные ракурсы. Работа получила неоднозначные отзывы от прессы и зрителей. Ее критиковали за сложность и в то же время называли революцией в мире кино.
После «Стачки» Эйзенштейну поручили следующую картину цикла, посвященную событиям 1905 года. Режиссер выбрал ключевое, на его взгляд, событие. Вышедший в 1925 году фильм «Броненосец «Потемкин» имел большой успех. Картину не раз признавали лучшим фильмом по итогам опросов зрителей, кинорежиссеров и критиков.
Через два года Эйзенштейн снял еще один фильм цикла. «Октябрь» стал первым художественным фильмом, в котором появился образ Ленина. Роль доверили рабочему металлургического завода Василию Никандрову, в основном за невероятное портретное сходство. Эйзенштейн реализовал свою концепцию новой режиссуры: кино без главных героев и выраженного драматургического сюжета, созданное за монтажным столом. Вновь картину и хвалили, и ругали. Кинематографисты были заинтересованы новыми средствами выразительности, а зрители не всегда понимали эксперименты режиссера.
В театре Эйзенштейна интересовали необычные формы. «Противогазы» Сергея Третьякова он поставил на Московском газовом заводе, так как пьеса рассказывала о жизни рабочих. Тогда же он начал работать с фотографией, и приобрел опыт построения кадра и поиска места каждой сцены.
Следующим шагом в кино стал перемонтаж фильма «Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга. В СССР картина шла под названием «Позолоченная гниль». Затем он решил снять цикл из восьми фильмов «К диктатуре». Съемки режиссер начал с картины «Стачка», которая вышла на экраны в 1925 году. Эйзенштейн использовал новые для 1920-х приемы — кинометафоры, необычные ракурсы. Работа получила неоднозначные отзывы от прессы и зрителей. Ее критиковали за сложность и в то же время называли революцией в мире кино.
После «Стачки» Эйзенштейну поручили следующую картину цикла, посвященную событиям 1905 года. Режиссер выбрал ключевое, на его взгляд, событие. Вышедший в 1925 году фильм «Броненосец «Потемкин» имел большой успех. Картину не раз признавали лучшим фильмом по итогам опросов зрителей, кинорежиссеров и критиков.
Через два года Эйзенштейн снял еще один фильм цикла. «Октябрь» стал первым художественным фильмом, в котором появился образ Ленина. Роль доверили рабочему металлургического завода Василию Никандрову, в основном за невероятное портретное сходство. Эйзенштейн реализовал свою концепцию новой режиссуры: кино без главных героев и выраженного драматургического сюжета, созданное за монтажным столом. Вновь картину и хвалили, и ругали. Кинематографисты были заинтересованы новыми средствами выразительности, а зрители не всегда понимали эксперименты режиссера.
#10
Европейский профессор, доктор искусствоведения
#11
В 1928 году Эйзенштейн исполнил свою давнюю мечту, отправился за границу. Вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ режиссер объездил всю Америку и Европу. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В США Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Однако компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом «Да здравствует Мексика!». Однако, несмотря на отснятые 75 тысяч метров пленки, съемки пришлось свернуть. Иосиф Сталин направил Эйзенштейну официальную телеграмму с просьбой вернуться в СССР. Фильм не был окончен.
В Советском Союзе Сергей Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Он составлял программу по теории и практике режиссуры, писал статьи. В 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Карьера режиссера была достаточно успешной. В 1938 году после выхода фильма «Александр Невский» Эйзенштейну присудили орден Ленина и степень доктора искусствоведения. Но не все работы одобряло правительство. Картина «Бежин луг» получила негативные отзывы и была уничтожена.
В годы войны Эйзенштейн работал над картиной «Иван Грозный». Первая часть вышла в 1945 году. За нее режиссера удостоили Сталинской премии. Вторая часть не была закончена. В постановлении ЦК ВКП (б) режиссера обвинили в неверной трактовке истории. Это подкосило Эйзенштейна. До смерти он продолжал дорабатывать фильм. В черновом варианте серия вышла только в 1958 году.
В последние годы режиссер занимался исследованиями и преподаванием, руководил сектором кино Института истории искусств РАН СССР. Сергей Эйзенштейн ушел из жизни в 1948 году от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
В Советском Союзе Сергей Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Он составлял программу по теории и практике режиссуры, писал статьи. В 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Карьера режиссера была достаточно успешной. В 1938 году после выхода фильма «Александр Невский» Эйзенштейну присудили орден Ленина и степень доктора искусствоведения. Но не все работы одобряло правительство. Картина «Бежин луг» получила негативные отзывы и была уничтожена.
В годы войны Эйзенштейн работал над картиной «Иван Грозный». Первая часть вышла в 1945 году. За нее режиссера удостоили Сталинской премии. Вторая часть не была закончена. В постановлении ЦК ВКП (б) режиссера обвинили в неверной трактовке истории. Это подкосило Эйзенштейна. До смерти он продолжал дорабатывать фильм. В черновом варианте серия вышла только в 1958 году.
В последние годы режиссер занимался исследованиями и преподаванием, руководил сектором кино Института истории искусств РАН СССР. Сергей Эйзенштейн ушел из жизни в 1948 году от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
читать дальшескрыть