Эйзенштейн С.М.
Персона

Эйзенштейн С.М.

Годы жизни: 1898–1948
#1
С.М. Эйзенштейн 
Париж, Франция, 1920-е годы. Фотография: Андре Кертес / Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
#3
Фильмы Сергея Эйзенштейна входят в списки важнейших лент в истории кино. Но режиссура не была его первым выбором. Он собирался стать архитектором, изучал японский язык и был театральным художником. Только после этого он выбрал путь режиссера. В кино и театре Эйзенштейн изобрел новые приемы и стал известен в СССР и за рубежом.
#2

«Революция сделала меня художником»

#4
Сергей Эйзенштейн родился в 1898 году в Риге. Его отец был городским архитектором, корифеем местного модерна. Мать происходила из купеческой семьи. Семья была благополучной, Эйзенштейны жили в достатке. Но Сергей Михайлович в «Автобиографии» вспоминал детство без удовольствия, упоминал, что родители были «неправильного», нерабочего происхождения. Текст относится примерно к 1946 году, когда режиссер тяжело переживал проблемы со второй серией своего большого исторического полотна «Иван Грозный» и критику со стороны советской власти.

Жизнь в достатке открыла для молодого человека много возможностей. Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка, английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры.

В возрасте 9 лет, в 1907 году, Сергей Эйзенштейн поступил в Рижское реальное училище. На Рождество и Пасху ездил гостить к бабушке в Санкт-Петербург. После развода родителей в 1912 году Эйзенштейн остался жить с отцом, который начал готовить сына к карьере архитектора.

По совету отца Эйзенштейн поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Там в 1917 году его застала революция. Сергей Эйзенштейн стал сторонником новой власти, для него общественные преобразования стали возможностью перемен и в искусстве.
#5
Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — это она сделала меня художником. Если бы не революция, я бы никогда не «расколотил» традиции — от отца к сыну — в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения.
Сергей Эйзенштейн
#6

От военного телефониста до режиссера

#7
Весной 1917 года Сергея Эйзенштейна призвали на военную службу и зачислили в школу прапорщиков инженерных войск. Через год он вступил в ряды Красной армии. На службе Эйзенштейн прошел путь от телефониста до помощника младшего прораба, был техником-строителем, сапером. Там же проявился его интерес к искусству. Именно в армии театр стал занимать все больше места в жизни молодого человека. Он был художником, актером и режиссером в самодеятельности, поступил на место художника-декоратора театральной части Политотдела Западного фронта. Постановками он занимался в перерывах между боями.

На фронте Эйзенштейн познакомился с преподавателем японского. После демобилизации Сергей Михайлович получил направление на отделение восточных языков Академии Генерального штаба. Он серьезно изучал японскую культуру, однако театр оказался для него интереснее.

В 1920 году Эйзенштейн приехал в Москву и вскоре устроился художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. В 1921 году он поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские, которые возглавлял режиссер Всеволод Мейерхольд. В Пролеткульте Эйзенштейн начал работать как художник над спектаклем Валентина Смышляева «Мексиканец» по произведению Джека Лондона. Очень быстро Эйзенштейн потеснил Смышляева и фактически стал режиссером.

В то время молодой Эйзенштейн говорил, что готов создавать декорации и ставить спектакли лишь для того, чтобы получше узнать театр, а потом разрушить его. Он был сторонником революционного искусства.
#8

«Монтаж аттракционов»: режиссер-новатор

#9
В Пролеткульте Эйзенштейн работал еще над несколькими постановками, среди них — пьеса драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Режиссер использовал прием «монтаж аттракционов». Его Эйзенштейн придумал сам, и написал статью в журнал «ЛЕФ» в 1923 году. «Аттракционом» режиссер называл все, что способно подвергнуть зрителя «чувственному воздействию», а «монтажом» — соединение различных «аттракционов». От пьесы Островского остались только имена героев. Сцена превратилась в цирковой манеж, актеры танцевали над головами зрителей на тросе. Среди «аттракционов» была небольшая киновставка «Дневник Глумова» — первая кинематографическая работа Эйзенштейна.
 
В театре Эйзенштейна интересовали необычные формы. «Противогазы» Сергея Третьякова он поставил на Московском газовом заводе, так как пьеса рассказывала о жизни рабочих. Тогда же он начал работать с фотографией, и приобрел опыт построения кадра и поиска места каждой сцены.
 
Следующим шагом в кино стал перемонтаж фильма «Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга. В СССР картина шла под названием «Позолоченная гниль». Затем он решил снять цикл из восьми фильмов «К диктатуре». Съемки режиссер начал с картины «Стачка», которая вышла на экраны в 1925 году. Эйзенштейн использовал новые для 1920-х приемы — кинометафоры, необычные ракурсы. Работа получила неоднозначные отзывы от прессы и зрителей. Ее критиковали за сложность и в то же время называли революцией в мире кино.
 
После «Стачки» Эйзенштейну поручили следующую картину цикла, посвященную событиям 1905 года. Режиссер выбрал ключевое, на его взгляд, событие. Вышедший в 1925 году фильм «Броненосец «Потемкин» имел большой успех. Картину не раз признавали лучшим фильмом по итогам опросов зрителей, кинорежиссеров и критиков.
 
Через два года Эйзенштейн снял еще один фильм цикла. «Октябрь» стал первым художественным фильмом, в котором появился образ Ленина. Роль доверили рабочему металлургического завода Василию Никандрову, в основном за невероятное портретное сходство. Эйзенштейн реализовал свою концепцию новой режиссуры: кино без главных героев и выраженного драматургического сюжета, созданное за монтажным столом. Вновь картину и хвалили, и ругали. Кинематографисты были заинтересованы новыми средствами выразительности, а зрители не всегда понимали эксперименты режиссера.
#10

Европейский профессор, доктор искусствоведения

#11
В 1928 году Эйзенштейн исполнил свою давнюю мечту, отправился за границу. Вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ режиссер объездил всю Америку и Европу. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В США Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Однако компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом «Да здравствует Мексика!». Однако, несмотря на отснятые 75 тысяч метров пленки, съемки пришлось свернуть. Иосиф Сталин направил Эйзенштейну официальную телеграмму с просьбой вернуться в СССР. Фильм не был окончен.
 
В Советском Союзе Сергей Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Он составлял программу по теории и практике режиссуры, писал статьи. В 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
 
Карьера режиссера была достаточно успешной. В 1938 году после выхода фильма «Александр Невский» Эйзенштейну присудили орден Ленина и степень доктора искусствоведения. Но не все работы одобряло правительство. Картина «Бежин луг» получила негативные отзывы и была уничтожена.
 
В годы войны Эйзенштейн работал над картиной «Иван Грозный». Первая часть вышла в 1945 году. За нее режиссера удостоили Сталинской премии. Вторая часть не была закончена. В постановлении ЦК ВКП (б) режиссера обвинили в неверной трактовке истории. Это подкосило Эйзенштейна. До смерти он продолжал дорабатывать фильм. В черновом варианте серия вышла только в 1958 году.
 
В последние годы режиссер занимался исследованиями и преподаванием, руководил сектором кино Института истории искусств РАН СССР. Сергей Эйзенштейн ушел из жизни в 1948 году от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
%title%
Содержание скрытоПоказать
%likes%
%title%
%organization%