Художница для пейзажа избирает почти квадратный формат. Ярким слепящим светом солнца его освящает. Через разверзшийся проем крыши проглядывает голубое небо в розовых облаках. Она словно соединяет несовместимое: войну и солнце, пожар и сверкающие лужи. В маленьком этюде военных лет содержится ответ на загадку творчества Ю.В. Разумовской.
Оно необычно. В каждом моменте бытия она видит как драматические, так и прекрасные моменты. Даже в весьма трагическом способна обрести красоту. Ведь художница написала пейзаж со взорванным вокзалом сразу же, как бы непосредственно по следам событий. Обычно художники военных лет лишь фиксировали событие, практически документально его воссоздавали. Разумовская же пишет почти «ликующий» пейзаж. И это не случайность, и в других работах военных лет поступает практически также. Например, ее замечательный сверкающий, переливающийся малахитовым цветом пейзаж с ранеными солдатами.
Так может поступать весьма мужественный человек. Даже в самые отчаянные моменты войны, не теряющий неистовой веры в победу. Всегда в своей душе лелеявший красоту. Словно именно себе она ставила это в обязанность; так весталки в древности хранили огонь в храмах. Как надежду, она яркий свет, цветовые всполохи, переливы, рефлексы фиксировала в своих работах. Всем, даже художникам, было не до них тогда, но она не теряла радости, так как без нее, подобное понимание живописи было не возможно.
Когда-то в Средней Азии еще в 1920-е годы она остро почувствовала силу цвета, однажды пробужденный в ней он уже не затухал никогда. И хотя колорит в России и Кавказе не такой, как на жарком востоке, цвет всегда жив внутри ее работ, даже военных.
Бомба попала в самый центр вокзала: стропила и балки словно перечертили обнажившийся интерьер. Лужи то ли от дождя, то ли от пожарных брандспойтов стоят посреди пола. Большого куска старинного красивого так любимого прежде вокзала как не бывало. Но как красив пейзаж, какой мягкой пушистой кистью написан. Как небо над ним дышит свежестью, как оно отражается в лужах. Без ее уникального опыта войны мы чего-то важного и неповторимого не поняли бы. Каждый в ней нес свой крест, ее состоял в том, чтобы искусство не иссякало.
На картине изображён взорванный вокзал. Так писала Юлия Васильевна Разумовская о годах войны:
Как я говорила уже раньше, годы Великой Отечественной войны прожила в Ессентуках, с моей матерью и сестрой отца. Нечего и говорить, какие это были тяжёлые годы — холод, голод, моральная подавленность, разлука с родными, от которых не было известий. Самым страшным воспоминанием и переживанием были последние дни отступлений фашистов из Кавминвод. Они оставили много губительный разрушений. Я как художник не могла не запечатлеть этого варварства для потомков.
Так появилась серия моих картин «Разрушения, причинённые в Ессентуках захватчиками. Это жуткая картина — взорванный вокзал, разрушенный хлебозавод, Бальнеологическая клиника и другие важные прекрасное, уникальное здание Грязелечебницы — с такой поспешностью они бежали.
Едва успели уйти фашисты, как жители героически начали восстанавливать прежде всего хлебозавод, чтобы накормить изголодавшихся людей, раненых воинов и местное население.
Мне кажется, что эти мои документальные работы фашистских разрушений с особой силой могут воздействовать на зрителей наших дней, красноречиво напоминая об ужасах войны и призывая к борьбе за мир, за сохранение народов, цивилизаций и всей нашей прекрасной планеты.