Трогательная сценка в советском стиле 50-х годов. Художники этого времени любили» воспитательные сюжеты» с детьми, учебой, «конфликтом поколений». Например, картины «Опять двойка» Ф. Решетникова или «Утро» Т. Яблонской. Дидактичность момента спасает то, что это реальная картинка, подсмотренная внутри семьи самой Юлии Васильевны. Изображены: ее сестра Софья (известный искусствовед) и племянник Дима, видимо, перед школой в конце лета.
На столе цветы, уже окрашенные приближающейся осенью в багряно-оранжевые оттенки. Еще распахнута дверь на веранду, за окнами пока чуть тронутые желтизной зеленые листья. Но мать с ребенком уже чувствуют ее приближение, а с нею − надвигающиеся неумолимо школьные заботы, тревоги. Из-за этого возникла размолвка. Небольшой конфликт матери с сыном. Косвенно на это указывает выдвинутый ящик стола, куда мальчик не успел что-то спрятать − рогатку, деревянный пистолетик? Софья Васильевна, как женщина воспитанная, держит себя в руках, но непреклонна… Сын вынужден взяться за книгу.
Мать с сыном, хотя и пребывающие в небольшом конфликте, хорошо связаны между собой композиционно и по цвету. Органика их взаимного существования очевидна: фигуры вписаны одна в другую, лица и выражения похожи. Поэтому их размолвка не вызывает у зрителя тревоги. Напротив, он, зритель, придается некой отраде: свежести еще продолжающегося лета, трогательности простого, но интеллигентного бытия, всей неповторимой атмосферы 50-х годов.
В это время советские художники, видимо, компенсируя некую сухость и повествовательность сюжетов, изображают веранды. Разворачивается целый жанр «веранд». В снегу, в осенней листве, с соломенной мебелью, фруктами на столе и на полу − они прекрасны, полны света, воздуха и «неофициальности» настроения.
Вот и в этой картине мы видим лишь небольшой уголок застекленной веранды, но как неповторимо ее содержание, сколько покоя, гармонии и неповторимости в послевоенном бытии людей.
Софья Васильевна Разумовская — один и старейших русских искусствоведов. Родилась в Казани в 1901 году в семье профессора, хирурга В. И. Разумовского. Супруга художника Федора Семёновича Богородского. Окончила Саратовскую консерваторию и Романо-Германский факультет Московского государственного университета.
Доброта, благожелательность, кипучая энергия и удивительная результативность всего сделанного характерны для искусствоведа Софьи Васильевны Разумовской, вся жизнь которой посвящена изучению и пропаганде изобразительного искусства.
Деяния этой замечательной женщины неизменно выполнялись на высоком профессиональном уровне, с творческим трепетом, заинтересованностью. Список её печатных работ превышает полторы сотни названий.
Жена и мать художников — Фёдора Семёновича и Дмитрия Фёдоровича Богородских — Софья Васильевна неизменно делила с ними все радости, муки и трудности творческой жизни. Всегда была рядом, помогала, подсказывала, поддерживала. После смерти мужа она скомпоновала большую выставку работ Ф.С. Богородского из 200 полотен и 75 графических листов. Эта экспозиция обошла 20 городов: состоялась в Москве, Ленинграде, Киеве, городах Поволжья и средней России. Неизменным директором, экспозиционером, методистом и экскурсоводом этой выставки в течение 4 лет была С.В. Разумовская. Ею же составлен и каталог выставки. Все ежедневные заботы по перевозкам, упаковкам и организации экспозиции лежали неизменно на ее плечах.
В тяжкие дни войны, трудный послевоенный период, дни мирного строительства эта мужественная, милая и добрая женщина давала пример жизнелюбия и неизменного добросердечия. Софья Васильевна ушла из жизни в 1994 году и похоронена на старом кладбище Новодевичьего монастыря в Москве, рядом с мужем, художником Ф.С. Богородским, сестрой, художницей Ю.В. Разумовской, и своим младшим сыном — Василием.
Богородский Дмитрий Фёдорович (25 ноября 1943, Москва — 16 марта 2016, Москва) — советский художник, художник-постановщик, сценограф, театральный художник. Председатель Правления секции «Ассоциация художников театра, кино и телевидения»; Член Правления Московского Союза художников, Член Правления Союза кинематографистов России, Академик кинематографической академии «Ника».
Родился в 1943 г. в Москве в семье известного советского художника академика Ф. С. Богородского и известного искусствоведа Софьи Васильевны Разумовской. Отец — советский художник, друживший с М. Горьким, В. Маяковским и М. Шолоховым, — был главным учителем Д. Богородского. С детства его окружали такие творческие личности, как А. Дейнека, А. Пластов, С. Герасимов и многие другие, что оказало важное влияние на формирование творческой личности художника.
В 1967 г. окончил художественный факультет ВГИК, где учился у таких крупных мастеров как Ю. Пименов, Б.Н. Яковлев, И.М. Новодерешкин, И.А. Шпинель и другие. С этого же времени начал творческую деятельность на киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, в дальнейшем работал на киностудии «Мосфильм» (с 1970 г.), Киевской студии им. А. Довженко (с 1972 г.), Литовской студии (с 1975 г.). За время своей учёбы и дальнейшей активной трудовой деятельности художник не раз сталкивался и впитал в себя знания и труды следующих художников: отца Федора Богородского, А. Дейнека, А. Пластова, С. Герасимова, Г. Нисского, Ю. Пименова — это те художники, с которыми он дружил лично, а также большое влияние оказали на него работы С. Судейкина и А. Головина.
Придя в искусство в конце 60-х, художник оказался на пике активных поисков обновления образных средств кинематографа. С юношеских лет в художника родителями и воспитателями были заложены базисные качества, такие как любовь к советской культуре и глубокое понимание традиций. На стиль живописи художника большое влияние оказал русский художник Г. Нисский. Наиболее известными работами художника являются: «Великий самоед». 1982–1983 гг., «Раз-два горе не беда» 1987 г., «Безумная Лори» 1992–1993 гг., «Достояние республики». 1970 г., «Усатый нянь» 1975–1977 гг.
Стиль художника — сочетание стиля художников Мира искусств, таких как А. Головин и С. Судейкин, и художников 2-й половины XX века, таких как А. Дейнека, А. Пластов способствовали формированию особого стиля Д. Богородского.