Портрет молодой девушки, лет 25-ти, сидящей на стуле. Это почти профильное изображение развернутое влево: она в ярко-малиновой легкой кофточке — фигаро, руки непринужденно лежат на спинке стула. Лицо слегка поднято вверх, освещено контрастным, очевидно, электрическим светом. Отчего черты лица кажутся крупными, а выражение — грустным. Между тем она одета ярко и модно. Прозрачная блузка с круглым воротничком, пышная цветная юбка, золотые часики на руке.
Художница смело выстраивает драматургию портрета, соединяя яркие краски костюма и темно-синий цвет, очевидно, вечереющего окна. Оно тревожным ореолом охватывает головку девушки, ее темно-каштановые вьющиеся волосы. Юлия Васильевна через некие намеки говорит о неясности судьбы девушки, ее сомнениях относительно будущего, ее неловкости и скованности, несмотря на якобы непринужденность позы и пышность аксессуаров.
Невзирая на яркость цвета, богатство антуража, перед нами отнюдь не парадный портрет. Художница не столько взыскательна к модели как таковой, сколько хочет сказать, как уязвима молодость вообще, как хрупка и беззащитна. Сколько испытаний ее ждет.
В портрете Нелли можно усмотреть опыт В. Серова, например, в «Девушке, освещенной солнцем» или даже − в «Девочке с персиками». Художник и наслаждается молодостью и грустит перед туманностью ее перспектив. Юлия Васильевна хорошо знает русское искусство, не только его непосредственный технический опыт, но усваивает его через психологию, настроение, состояние. Через многие десятилетия, в другую, советскую эпоху она способна принять ее эстафету. Даже, кажется, в скромном портрете девушки раскрыть печаль об ускользающей молодости, скрываемую неловко ею тоску.
У неё необычная богатейшая на события судьба: её отец был репрессирован, и в 4-классе Нелли написала письмо Сталину: «Мой папа хороший! Мой папа не может быть плохим!» Отца выпустили! Потом Великая Отечественная война и первые Неллины спектакли для раненых. Но абхазка не могла стать режиссером и работать в театре, и Нелли получает юридическое образование в Московском юридическом институте. Работала адвокатом в Сухумской, а затем в Тбилисской юридической консультации.
Видя необыкновенную любовь дочери к театру, отец благословляет Нелли на получение специальности режиссёра. Нелли Эшба окончила Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели (педагог М. Туманишвили).
В 1961 году стала главным режиссером Абхазского драматического театра.
В 1963–1964 годах проходила стажировку в Ленинградском Большом драматическом театре у Г.А.Товстоногова.
В 1964–1968 годах работала в Государственном русском театре им. А. Грибоедова в Тбилиси.
В 1968 году вернулась в Абхазский драматический театр им. Чанба.
С 1974 года — главный режиссер и художественный руководитель Астраханского драматического театра им. Кирова.
Ставила спектакли в театрах Рязани, Кемерова, Барнаула, Смоленска, Орджоникидзе, Костромы.
В 1979 году создала свой театр-студию «Время» (Москва).
Ушла из жизни 13 марта 2015 года.