Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет В.И. Разумовского

Dimensions
96x66 cm
Technique
холст, масло
0
Open in app
#2
Из небытия, «из тьмы былого» не сразу, а как-то постепенно проступает фигура, лицо, сама личность Василия Ивановича Разумовского (1857–1935). Выдающегося хирурга, ученого и главное — русского светлого интеллигента. Он заполняет собой весь холст, при этом оставаясь в тени, в сумраке портрета, слабо почти застенчиво улыбаясь. Художница осознанно выстраивает так изображение, чтобы мы спокойно, без эстетических, лишних здесь, утех, оценили благородство, гармонию и не суетность этого человека.


Автор смиряет свой дар перед отцом и несравнимо более крупной личностью в ее глазах − идеалом, примером, светочем. Его лицо в окружении серых оттенков, словно само по себе светится бледно-золотистым. Возможно, от невидимой зрителю печи, слабые отсветы лимонно — желтого ложатся на руки, одежду, очки. Заставляя образ проступать из темно — серого фона, пробуждаться, восставать. Ведь наш зритель почти забыл подобные натуры: скромные, цельные, всего себя когда-то отдавшие людям.


Но примеров подобного рода много в русском искусстве, среди работ передвижников и их последователей, когда авторы намеренно делают образ аскетичным, немногословным, молчаливым, когда зритель должен сам проделать важную для себя работу − вспомнить, воссоздать «потускневший тип», наполнить прежним непреходящим звучанием. Это «Стрепетова» Н. Ярошенко,  «Арцебушева» М. Врубеля или «писатель Андреев» В. Серова…


Но следует всмотреться в портрет, чтобы увидеть все богатство оттенков серого — дымчатых, мышиных, голубовато-серых. Оценить мягкость и «ласковость» их проработки, почти шелковистость фактуры под движением кисти в руках дочери. Почувствовать, сколь, кажется, непроницаемый серый, скрывает в себе. Как благороден может быть. И много рассказать о человеке, пусть и желающего оставаться в тени; конфузливого и смиренного.


Большой ученый и врач был, тем не менее, простого происхождения, родом из деревни Ефимовка, Бузулукского уезда Самарской губернии, сыном сельского священника. То есть особая «тишина» и деликатность его черт была определена близостью к народной жизни, разночинными установками личности, нацеленной на служение и бескорыстный подвиг.


Но если поискать нужную точку зрения, то можно увидеть острый, пронизывающий из-под очков взгляд ученого и хирурга. Выражение глаз настолько глубоко, что приходит мысль, что весь предшествующий разговор о портрете, был необходим, чтобы нас подвести к нему − взору умному, беспощадному, пронизывающему. И понять, что не только мы, но и он нас ощупывал и оценивал: жалел, сокрушался, недоумевал…?
#3
Заслуженный деятель науки профессор В.И. Разумовский принадлежит к числу виднейших хирургов и просветителей нашей страны.


После окончания с золотой медалью в 1875 году Самарской классической гимназии В.И. Разумовский поступает на медицинский факультет Казанского государственного университета, который блестяще заканчивает в 1880 году. Еще, будучи студентом, он обратил на себя внимание профессуры своей серьезностью и глубокими знаниями. Его оставляют ординатором госпитальной хирургической клиники. Окончив свой срок ординатуры в 1883 году, его избирают стипендиатом для подготовки к профессорской деятельности.


В 1886 году В.И. Разумовский защищает в военно-медицинской академии свою докторскую диссертацию. В 1886 году ему присваивается звание приват-доцента, а в 1887 году, в возрасте тридцати лет, он утверждается профессором кафедры оперативной хирургии Казанского университета. Этот период жизни молодого профессора был особенно плодотворным, творческим.
В 1891 году, после смерти своего учителя Н.И. Студенского, В.И. Разумовский занимает его госпитальную клинику, а через пять лет (1896 г.) переходит на кафедру факультетской хирургии. Таким образом, лучшие годы жизни В.И. Разумовского (1875–1909 гг.) прошли в стенах Казанского университета, где им написана его лучшая работа, являющаяся в настоящее время классической.
Профессор В.И. Разумовский был не только блестящим врачом-хирургом, большим ученым, непревзойденным лектором, но и большим просветителем масс.


Так в годы реакции, он первый на посту декана факультета принял женщин на медицинский факультет.
В 1909 году В.И. Разумовский стал одним из организатором и первым ректором Императорского Саратовского университета. Он удачно комплектовал организованный им факультет профессорскими кадрами. Например, привлек к преподаванию хирургии будущего академика Спасокукоцкого. Своим архитектурным обликом СГУ тоже в немалой степени обязан Разумовскому. Ведь это он пригласил в город архитектора Карла Людвиговича Мюфке. Разумовскому удается получить территорию в центре города для строительства нового университета. Он добился также выделения большого участка в дачной местности для строительства клинического городка. Но строительство было связано с определенными трудностями. Архитектор министерства предлагал свой проект здания, который был дешевле, благодаря скученному и неправильному распределению помещений, а также значительно убавлена высота помещений. Разумовский был не согласен с таким проектом, который не удовлетворял требованиям предъявляемым к подобным зданиям. Василий Иванович в 1912 году написал прошение об отставке.


Широкая общественная и организаторская деятельность Василия Ивановича Разумовского вновь началась в годы первой мировой войны: он руководил лазаретами Земского союза в Саратове, участвовал в съездах и городских деятелей в Москве, на которых решались вопросы организации травматологической помощи раненым и инвалидам, состоял одновременно консультантом Красного Креста, некоторое время работал на Западном фронте. Широкая общественная и организаторская деятельность Василия Ивановича Разумовского вновь началась в годы первой мировой войны: он руководил лазаретами Земского союза в Саратове, участвовал в съездах и городских деятелей в Москве, на которых решались вопросы организации травматологической помощи раненым и инвалидам, состоял одновременно консультантом Красного Креста, некоторое время работал на Западном фронте.


Осенью 1917 года В.И. Разумовский открыл травматологический институт в Тифлисе. В январе 1918 года Василий Иванович был избран профессором и временно взял на себя преподавание анатомии на медицинском факультете Высших женских курсов в Тифлисе. Мысль об открытии университета в Тифлисе назрела давно, и весной 1918 года курсы были преобразованы в Закавказский университет при самом активном участии Василия Ивановича. Осенью того же года он был избран ректором русского или как он назывался закавказского университета. Таким образом, Разумовский явился основателем университета в Тифлисе.


Получив, в конце апреля 1919 года, предложение организовать университет в Баку, Василий Иванович сложил с себя обязанности ректора Закавказского университета в мае переехал в Баку, а 1 сентября университет в Баку был открыт. В стенах молодого университета первая лекция была прочитана 10 октября 1919 года.


Весной 1920 года Разумовский возвращается в Саратовский университет, где возглавляет кафедру хирургии, проработал там до 1930 года.


Много внимания уделял профессор Разумовский развитию курортов Кавмингруппы.
С 1896 года он является консультантом-хирургом на курортах КМВ. В 90-е годы в Пятигорске им была проведена первая в России операция на почках. Начиная с 1923 года, профессор Разумовский постоянно консультирует врачей и больных на группе Кавказских Минеральных Вод.
В 1925 году он избирается председателем 5-го Всероссийского съезда по вопросам курортологии в Пятигорске.


В 1931 году В.И. Разумовский переезжает на постоянное местожительство в Ессентуки, где он жил и трудился до самой своей смерти (1935 г.).


Патриот своей Родины, профессор В.И. Разумовский готовил после себя потомству большое число учеников, ставших известными в стране профессорами, написал свыше 146 научных работ, посвященных различным вопросам клинической медицины и истории медицины в России.
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Портрет В.И. Разумовского

Dimensions
96x66 cm
Technique
холст, масло
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Разумовская Ю.В. Collection

Портрет В.В. Разумовского
Портрет В.В. Разумовского
Ессентукский историко-краеведческий музей
Весна в станице
Весна в станице
Ессентукский историко-краеведческий музей
В Кисловодском парке
В Кисловодском парке
Ессентукский историко-краеведческий музей
Вечер на курорте
Вечер на курорте
Ессентукский историко-краеведческий музей
Корпус санатория
Корпус санатория
Ессентукский историко-краеведческий музей
Раненые офицеры в санатории
Раненые офицеры в санатории
Ессентукский историко-краеведческий музей
В парке
В парке
Ессентукский историко-краеведческий музей
Вечер в станице
Вечер в станице
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет школьницы
Портрет школьницы
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет Вирабова А.В.
Портрет Вирабова А.В.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Москва. Малый театр и «Метрополь»
Москва. Малый театр и «Метрополь»
Ессентукский историко-краеведческий музей
Гипсовая модель бюста Разумовского В.И.
Гипсовая модель бюста Разумовского В.И.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Взорванный вокзал
Взорванный вокзал
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет отца
Портрет отца
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет Макарова А.П.
Портрет Макарова А.П.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Новый Афон. Иверская гора
Новый Афон. Иверская гора
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет Гилут М.И.
Портрет Гилут М.И.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет Воллосович А.М.
Портрет Воллосович А.М.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Legend of Old Bukhara
Legend of Old Bukhara
The Kurgan Regional Art Museum
Москва. Городской пейзаж
Москва. Городской пейзаж
Ессентукский историко-краеведческий музей
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%