«Русские сезоны», также известные под именем «Ballets Russes» начали ставиться Сергеем Дягилевым ежегодно, начиная с 1909 г., следуя триумфу «Исторических концертов» 1907 г. и оперных сезонов 1908 г.
В 1909 г. Дягилев предложил идею балета инвесторам: он собирался привести самые главные таланты России в Париж, чтобы показать их в Европе. Первый сезон балета имел огромный успех у французского зрителя и в 1911 г. Сергей Дягилев смог превратить «Русские сезоны» в круглогодичную выездную труппу, которая выступала в разных странах европы. «Русские сезоны» в этот период начинают отходить от традиционального балета и включать в себя новые веяния, элементы авангард и модерна. Когда состоялась премьера балета «Весна Священная» (1913 г.) на музыку И.Ф. Строгинского, труппа Дягилева смогла зарекомендовать себя в новоиспеченном мире современного танца, и как деятели и исполнители тотального произведения искусства.
Дягилев нанимал выдающихся композиторов, хореографов, артистов и художников, которые ломали ожидания и отрекались от традиций. «Русские сезоны» для русских авангардистов стали источником опыта и вдохновения, а также институтом, который позволил им окунуться в мир европейского искусства. Деятельность антрепризы продолжалась вплоть до начала Первой Мировой войны.