Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане»

Technique
Бумага, акварель, графитный карандаш
3
Open in app
#1
Билибин И.Я.
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане»
#6
В 1936 году художественным руководителем театра был назначен крупнейший дирижер нашей страны Арий Моисеевич Пазовский. Первой своей работой и выступлением он избрал имевшуюся тогда в репертуаре театра оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю 100-летия А.С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений.

Художественное состояние этого спектакля, шедшего в театре уже более двадцати лет и потерявшего свою свежесть и первоначальные эстетические качества, при просмотре не удовлетворило Пазовского. Было решено осуществить постановку этой оперы в новой по всем компонентам творческой трактовке, тем более что и пришедший в театр вместе с Пазовским выдающийся оперный режиссер Владимир Аполлонович Лосский, постановщик старой редакции спектакля, тоже предложил кардинально пересмотреть и изменить свой прежний постановочный замысел. Все эти намерения, естественно, поставили вопрос и о привлечении к решению этого спектакля нового художника. Но тут, в этом пункте, и возникло некоторое «но». Если старый спектакль расшатался и потерял свою начальную ценность, то все же имел в своем постановочном комплексе одно неоспоримое, непреходящего значения достоинство — это оформление знаменитого русского художника Константина Алексеевича Коровина. Декорации Коровина, Головина, Александра Бенуа, золотой фонд театрального искусства, глубоко почитались коллективом театра. В оперной труппе возникли волнения и даже протесты: «Отказываться от Коровина. .», «Сдавать Коровина в музей. . .» и т. п. Но можно ли было при принципиально новой музыкальной и сценической трактовке оперы воспользоваться декорациями Коровина, декорациями высокой талантливости, но все же созданными с позиций иного творческого заказа?
#7
Эскизы декораций Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане»
#8
В сложившейся острой ситуации нужен был художник-соавтор, могущий своей стилистической концепцией, живописными качествами своего оформления авторитетно вступить в почетное творческое соревнование и полностью оправдать смелое решение новых руководителей постановки. Таким художником и стал Иван Яковлевич Билибин, только что вернувшийся в Ленинград после пребывания за пределами Родины.
Делая экспозицию своего спектакля, Владимир Аполлонович показал эскизы четырех первых картин Билибина к опере (сам художник был нездоров и на этом показе отсутствовал). Впечатляюще красочные, написанные с тонким ощущением музыки Римского-Корсакова и поэтической сказочности Пушкина, ярко выражающие драматургию, стилистически оригинальные эскизы эти вызвали громкие аплодисменты всех присутствующих. Были показаны также и эскизы некоторых костюмов к спектаклю, принадлежащие супруге Ивана Яковлевича — художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой очень понравившиеся и одобренные участниками постановки. Со всяким «но» в вопросе о художнике спектакля было покончено.
#9
Эскизы декораций Билибина к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане»
#10
Декорации Билибина к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова напоминали «сказочные» иллюстрации и воспринимались, как увеличенные плоские эскизы, разделенные кулисами. Главный принцип построения декорации — симметричная композиция. Основным элементом, мастер выбрал шахматную клетку. Появление подобного орнамента не случайно. Возможно, художник стремился показать действие, представленное в опере, как хитро разыгранную шахматную партию.
Также среди особенностей автора называют обилие орнаментов, часто используются древнерусские узоры, украшающие даже самые мельчайшие части полотна. Эти украшения придают картинам художника некий национализм, так он выражает свою любовь к природе, родной стране, ее истории и культуре.
#2

Реставрация

#4
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» до реставрации
#5
Реставраторами центра было проведено удаление поверхностных загрязнений с изображения. Далее необходимой работой являлось закрепление красочного слоя. Также была проведена нейтрализация и удаление силикатного клея, а затем снятие бумажных наклеек. 
После промывки от желтизны и загрязнений, реставраторы произвели химическую обработку пятен и общую химическую обработку. Затем последовала окончательная промывка от химических реагентов. В завершении работ специалисты укрепили изломы и занялись склейкой и подклейкой разрывов. После восполнения утрат и проколов, была проведена пластификация. Затем дублирование, прессование, тонирование изображения и монтирование в бумажное паспарту. Так эскиз к декорации приобрел тот вид, который имеет сейчас. 
read morehide

Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане»

Technique
Бумага, акварель, графитный карандаш
3
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Ivan BilibinCollection

Domovoy
Domovoy
Ivangorod Museum
Stage design for the opera “The Golden Cockerel”
Stage design for the opera “The Golden Cockerel”
Ivangorod Museum
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь»
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Design sketch of Matossian cigarettes
Design sketch of Matossian cigarettes
Ivangorod Museum
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Donkey 1/20 Scale
Donkey 1/20 Scale
Ivangorod Museum
Эскиз женского костюма к пьесе О.Э. Скриба
Эскиз женского костюма к пьесе О.Э. Скриба
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Bormes. The South of France
Bormes. The South of France
Ivangorod Museum
Эскиз костюма Февронии
Эскиз костюма Февронии
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз декорации к пьесе «Стакан воды»
Эскиз декорации к пьесе «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма к пьесе Скриба «Стакан воды»
Эскиз костюма к пьесе Скриба «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Crimea. Rocks. Sugarloaves
Crimea. Rocks. Sugarloaves
Ivangorod Museum
Программа  концерта «Духовное песнопение»
Программа концерта «Духовное песнопение»
Мемориальный дом-музей Л.В. Собинова
Young Vologda Woman in Festive Attire
Young Vologda Woman in Festive Attire
Ivangorod Museum
Savior on the Kokshenga River
Savior on the Kokshenga River
Ivangorod Museum
Heroic Past of the Russian People
Heroic Past of the Russian People
Ivangorod Museum
Эскиз костюма половчанина
Эскиз костюма половчанина
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз декорации к пьесе «Власть тьмы»
Эскиз декорации к пьесе «Власть тьмы»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Обложка к русским сказкам
Обложка к русским сказкам
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%