Николай Петрович Крымов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в поисках наиболее точного выражения своих творческих идей постоянно экспериментировал, искал собственный живописный стиль. Декоративность, своеобразная «гобеленовость» — утонченная изысканность колорита и живописной манеры — сближали ранние произведения живописца с работами художников творческого объединения «Голубая роза», близкого к поэтике символизма. Впоследствии пристальное наблюдение натуры, работа над пейзажным циклом «крыш» объединят его с художниками другого выставочного объединения — «Союз русских художников».
В 1908–1910 годах в картинах Крымова появляются жанровые мотивы, хотя сюжетность в них сведена к минимуму. Художник обращался к изображению мотивов действительности, но решал их в традициях народных лубочных картинок. Интерес к искусству примитивизма был распространенным явлением русской художественной жизни того времени. Известный критик Павел Муратов отмечал в пейзажах Крымова «густую и крепкую живопись, остро прочувствованные краски и, до угловатости, просто взятые формы», что и демонстрирует работа из севастопольского собрания.
Композиция картины «Зима» полностью выдумана, сконструирована самим художником, пейзажный образ обобщен. Из старых, привычных мотивов он построил свой мир, немного наивный, отчасти игрушечный, но очень похожий на реальный, обратившись не столько к приемам, сколько к внутреннему духу лубка. Чистота чувств, отказ от «говорящих» деталей, порой отвлекающих внимание зрителя от жизни самой природы, а также нарочитая упрощенность форм, утрированность рисунка, обобщенность цветовых пятен помогли освободиться от устарелых традиций, выразить размышления художника о вневременном и вечном.
Эта работа до революции экспонировалась на выставке «Союза
русских художников», в 1925 году выставлялась в Третьяковской галерее
на выставке «Крестьянин в русской живописи»,
а в 1984 году — в Центральном доме художника в Москве
на персональной выставке Николая Петровича Крымова, посвященной 100-летию
со дня рождения художника.