Риццони Александр Антонович — живописец, автор жанровых композиций, портретов. С 1852 учился в Императорской Академии художеств у Богдана Павловича Виллевальде. В 1862 году получил большую золотую медаль за картину «Аукцион в лифляндской деревне» и право на пенсионерскую поездку за границу.
Художник большую часть жизни провел в Италии, где увлеченно изучал творчество старых итальянских мастеров. Однако в Россию приезжал регулярно, привозя на академические выставки свои исторические композиции.
Творческое наследие Александра Антоновича Риццони состоит в основном из произведений исторического, бытового жанра и многочисленных портретов. Начиная с 1860-х годов Риццони стал писать небольшие, почти миниатюрные, в основном женские портреты, которые отличались мастерством и тонкостью. Они создали художнику славу преуспевающего портретиста.
Одно из подобных произведений — «Женский портрет» из собрания Сахалинского художественного музея. Образ утонченной молодой женщины представлен в развороте на нейтральном фоне. Приемом светотени, мягко моделирующим форму, достигнута особая матовость лица, шеи. Красота модели подчеркнута тщательно прописанной фактурой кружев платья и украшений.
Живописный и технический артистизм исполнения портрета, возвышенно-романтическое отношение автора к модели передают особое поэтическое звучание.
Образ в портрете ярко характеризует эпоху конца XIX — начала XX века с ее особым идеалом женской красоты, духовного обаяния. Риццони как выразитель вкусов определенной социальной и культурной среды с мастерством умел создать в своих произведениях этот идеальный женский образ.
Александр Риццони дружил с Павлом Третьяковым, которому помогал на начальном этапе формировать коллекцию будущей картинной галереи. Риццони знакомил мецената с художниками, живущими за границей, и помогал в отборе произведений с выставок.
Творчество Риццони, целиком связанное с русской академической
школой живописи, способствовало росту ее известности за границей,
в частности через исполнение им заказных портретов.