Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX — начала ХХ века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Одиссей убивает женихов Пенелопы

Время создания
первая треть XIX века
Место создания
Российская империя, город Санкт-Петербург
Размер
15x26x1,8 см
Техника
металл, гальванопластика
0
Открыть в приложении
#15

Сюжет барельефа «Одиссей убивает женихов Пенелопы» трагичен, он рассказывает о смертельной расправе Одиссея над женихами Пенелопы.

После долгих и мучительных странствий вернулся Одиссей в родную Итаку. В виде нищего странника, скрывая от всех, кроме сына Телемаха, свое истинное имя, вошел Одиссей в свой дом. Там продолжался пир женихов. Увидев нищего, они стали издеваться над ним, оскорблять его. Возмущенный Одиссей решил жестоко отомстить наглым и надменным женихам.

По внушению Афины Пенелопа решает устроить состязание в стрельбе из лука, победитель которого возьмет ее в жены. Стрелять предстоит из лука Одиссея (этот лук в свое время принадлежал Гераклу), чтобы стрела прошла через 12 колец.

Никто из женихов не может даже надеть тетиву на лук, после чего Телемах убеждает Пенелопу вернуться к себе в покои, а сам дает попробовать пройти испытание своему отцу. Одиссей натягивает тетиву на лук, стреляет, и стрела проходит через 12 колец.

После этого Одиссей открывает женихам свое настоящее имя и вместе с Телемахом они убивают всех женихов.

Справа — объятые ужасом женихи, слева — энергичная и сильная фигура Одиссея, который натягивает лук, рядом с ним — Телемах. Одиссей и его сын воспринимаются как монолитная единая группа.

Стрела Одиссея настигла Антиноя, и он упал. Его обнаженная фигура, пронзенная стрелой в грудь, передана Толстым с совершенным знанием анатомии, пониманием пластики человеческого тела.

В группе женихов нет сплоченности, она дробится на отдельные части. Композиция асимметрична, но уравновешивается изображением группы Одиссея на первом плане, группой женихов у стола на втором плане и группой вооруженных женихов на третьем плане.

По просьбе Телемаха пощадил Одиссей певца Фемия, против своей воли певшего и игравшего на кифаре для женихов. Также был спасен и глашатай Медонт, поскольку открыл Пенелопе заговор против Телемаха и не причинил Одиссею вреда. Фёдор Петрович Толстой показал Медонта спрятавшимся под столом, не нарушая схемы построения композиции. В поэме Гомера он спрятался под коровьей кожей.

#16
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Одиссей убивает женихов Пенелопы

Время создания
первая треть XIX века
Место создания
Российская империя, город Санкт-Петербург
Размер
15x26x1,8 см
Техника
металл, гальванопластика
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%