Картина, подаренная к 100-летию музея Министерством культуры РСФСР, была записана в инвентарь как работа неизвестного художника XVII столетия «Народ на берегу моря». Однако при помощи современных методов исследования было выявлено, что технологические приемы и красочные материалы использовались более поздние и соответствуют концу XIX — началу XX века.
Картина является точной копией с подписанной и датированной (1598) работы Яна Брейгеля старшего, которая хранится в собрании мюнхенской Старой пинакотеки. Визуально оригинал и копия Радищевского музея абсолютно идентичны: написаны на дереве масляными красками, имеют одинаковый размер и цветовую гамму. В копии отсутствует только одна деталь — подпись и дата в правом углу оригинала: «BRVEGEL. 1598». Качество исполнения свидетельствует о высоком профессионализме копииста. Очевидно, ее заказал кто-то из коллекционеров профессиональному художнику.
«Однажды, когда народ теснился к нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел он две лодки, стоящие на озере, а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
«Однажды, когда народ теснился к нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел он две лодки, стоящие на озере, а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть от берега, и, сев, учил народ из лодки» (Лука 5,1-10; Марк, 1-9; Матфей, 18-20). Хотя картина иллюстрирует эти строки из Евангелия, угадать сюжет сложно: об этом говорит только маленькая фигура Христа на корме рыбачьей лодки в глубине картины. На Землю обетованную указывает единственная деталь — средневековый замок на острове.
Нидерландские и немецкие мастера XV–XVII веков обращались к религиозным сюжетам, чтобы показать природу и повседневную жизнь своей страны. Изображенный пейзаж — вовсе не берег Генисаретского озера в Палестине, а побережье родного художнику Северного моря. Многолюдную сцену на берегу можно назвать иллюстрированной энциклопедией жизни приморского нидерландского городка конца XVI века, в которой представлены разные слои общества. Городок живет рыбным промыслом. Художник изображает рыбаков, вытягивающих сети и продающих рыбу, а также гуляющих по берегу горожан.
Нидерланды в это время — испанская провинция, поэтому многие персонажи одеты по испанской моде. Испанские одежды темного цвета, светлые платья — результат итало-французских влияний. На рубеже XVI–XVII веков в моду входят различные аксессуары, один из самых главных — носовой платок. Он большой, из тонкой ткани, украшен кружевом, его носят в руках. В моде несколько видов воротников: сохраняется знаменитая горгера или «жернов» — гофрированный, закрывающий шею, появляются также более открытые — высокие стоячие и отложные. Картина наглядно показывает сословные различия в одежде. Светлые платья двух дам — одежда аристократок. Они гуляют, наблюдая за происходящим, как за театрализованным представлением. Женщина, которая ждет очереди за рыбой, — горожанка. На ней более простая одежда — темное платье с горгерой, на голове — чепец.
Нидерландские и немецкие мастера XV–XVII веков обращались к религиозным сюжетам, чтобы показать природу и повседневную жизнь своей страны. Изображенный пейзаж — вовсе не берег Генисаретского озера в Палестине, а побережье родного художнику Северного моря. Многолюдную сцену на берегу можно назвать иллюстрированной энциклопедией жизни приморского нидерландского городка конца XVI века, в которой представлены разные слои общества. Городок живет рыбным промыслом. Художник изображает рыбаков, вытягивающих сети и продающих рыбу, а также гуляющих по берегу горожан.
Нидерланды в это время — испанская провинция, поэтому многие персонажи одеты по испанской моде. Испанские одежды темного цвета, светлые платья — результат итало-французских влияний. На рубеже XVI–XVII веков в моду входят различные аксессуары, один из самых главных — носовой платок. Он большой, из тонкой ткани, украшен кружевом, его носят в руках. В моде несколько видов воротников: сохраняется знаменитая горгера или «жернов» — гофрированный, закрывающий шею, появляются также более открытые — высокие стоячие и отложные. Картина наглядно показывает сословные различия в одежде. Светлые платья двух дам — одежда аристократок. Они гуляют, наблюдая за происходящим, как за театрализованным представлением. Женщина, которая ждет очереди за рыбой, — горожанка. На ней более простая одежда — темное платье с горгерой, на голове — чепец.