Варлаам Хутынский — один из самых любимых и почитаемых святых Севера России с XIII (всероссийский — с середины XV) века. Еще в юности, приняв постриг, он удалился отшельником на холм Хутынь неподалеку от Новгорода. Это место считалось в народе «худым», однако святой сумел изгнать нечистую силу и основать там каменную Спасо-Преображенскую церковь (1192 год), а затем и Хутынский монастырь.
От первоначальной церкви сохранилось только основание, которое удалось обнаружить во время раскопок 1981–1982 годов внутри собора XVI века.
Уникальный архитектурный ансамбль обители был создан в XV веке. К Спасо-Преображенскому храму добавились надвратные каменные церкви Антония Великого (1417 год) и Илии Пророка (1418 год) и храм Варлаама Хутынского с колокольней «наверху» (1445 год).
Четыре каменных храма в одной обители были редким явлением для своего времени и указывали на большое почитание монастыря.
Точное расположение храмов неизвестно, но о нем можно судить по косвенным свидетельствам. На хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия» конца XVI века изображены обе надвратные церкви: одна в южной части застройки, вторая — в западной, лицом к Волхову. Эта вторая, согласно описи 1642 года, — церковь Илии Пророка. В описи упоминается только она: вероятно, храм Антония Великого к тому времени был разобран.
Новый центральный храм обители, также освященный в честь Спаса Преображения, воздвигли в 1515 году по указу Василия III как символ духовного единения Новгорода и Москвы.
В 1535 году, при царе Иоанне Грозном, к югу от этого собора выстроили восьмигранную, крытую щипцами церковь Григория Армянского с одной главкой, «под колоколы». Ее окружили восьмиугольной галереей с палаточным (щипцовым) завершением.
Церковь Варлаама Хутынского с трапезной палатой, сохранившуюся до наших дней, поставили в 1549–1551 годах. Этот храм, Спасо-Преображенский собор и колокольня составили ядро цельного архитектурного ансамбля, окончательно сложившегося в XVI столетии.
На картине Василия Макаровича Чехонадского Хутынский монастырь предстает в единстве с природой. Василий Чехонадский родился в Казахстане, там же получил специальность учителя рисования, а позднее окончил в Москве курсы реставраторов. После этого стал жителем Новгорода, много сделал для Новгородского музея-заповедника. Проведенную Василием Макаровичем реставрацию праздничного иконостаса Софийского собора коллеги художника назвали его вечным памятником.
От первоначальной церкви сохранилось только основание, которое удалось обнаружить во время раскопок 1981–1982 годов внутри собора XVI века.
Уникальный архитектурный ансамбль обители был создан в XV веке. К Спасо-Преображенскому храму добавились надвратные каменные церкви Антония Великого (1417 год) и Илии Пророка (1418 год) и храм Варлаама Хутынского с колокольней «наверху» (1445 год).
Четыре каменных храма в одной обители были редким явлением для своего времени и указывали на большое почитание монастыря.
Точное расположение храмов неизвестно, но о нем можно судить по косвенным свидетельствам. На хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия» конца XVI века изображены обе надвратные церкви: одна в южной части застройки, вторая — в западной, лицом к Волхову. Эта вторая, согласно описи 1642 года, — церковь Илии Пророка. В описи упоминается только она: вероятно, храм Антония Великого к тому времени был разобран.
Новый центральный храм обители, также освященный в честь Спаса Преображения, воздвигли в 1515 году по указу Василия III как символ духовного единения Новгорода и Москвы.
В 1535 году, при царе Иоанне Грозном, к югу от этого собора выстроили восьмигранную, крытую щипцами церковь Григория Армянского с одной главкой, «под колоколы». Ее окружили восьмиугольной галереей с палаточным (щипцовым) завершением.
Церковь Варлаама Хутынского с трапезной палатой, сохранившуюся до наших дней, поставили в 1549–1551 годах. Этот храм, Спасо-Преображенский собор и колокольня составили ядро цельного архитектурного ансамбля, окончательно сложившегося в XVI столетии.
На картине Василия Макаровича Чехонадского Хутынский монастырь предстает в единстве с природой. Василий Чехонадский родился в Казахстане, там же получил специальность учителя рисования, а позднее окончил в Москве курсы реставраторов. После этого стал жителем Новгорода, много сделал для Новгородского музея-заповедника. Проведенную Василием Макаровичем реставрацию праздничного иконостаса Софийского собора коллеги художника назвали его вечным памятником.