Небольшой Ковалёв (Спасский) монастырь был возведен в пригороде Новгорода на правом берегу Волховца.
Его кафоликон (соборный храм) — церковь Преображения, или Спас на Ковалёве, — воздвигли в 1345 году по благословению владыки Василия и по заказу боярина Онцифора Жабина: «заложи Окинфа Жабин святого Спаса на Ковалеве».
Вероятно, Онцифор Жабин — это Онцифор Лукин, не раз упоминаемый в летописях. Прозвище «Жабин» он мог получить в 1348 году после боя на «Жабце поле» с войсками шведского короля Магнуса VIII Эрикссона, пытавшегося насаждать свою веру среди ижорцев.
В 1380 году, при архиепископе Алексее, по заказу боярина Афанасия Степановича и его супруги Марии церковь была расписана фресками. Изображения на них Антония Великого, монахинь и сцен монашеской жизни свидетельствуют об одновременной закладке церкви и монастыря.
Из летописных данных известно, что в 1500 году игумен Ковалёва монастыря участвовал в крестном ходе вокруг восстановленного города Детинца. В 1582 году, после Ливонской войны, из шестнадцати келий была обитаема только одна, где жил старец Иринарх.
В 1624 году царь Михаил Фёдорович пожаловал Спасскому монастырю грамоту на владение вотчинами Спасским и Шугозерским в Обонежской пятине.
Монастырский ансамбль включал два храма: каменный Преображения с Благовещенским приделом и деревянный Троицкий с Никольским приделом.
Во время шведского нашествия XVII века обитель сильно пострадала, а в 1764 году, как и многие другие монастыри, была упразднена по церковно-земельной реформе Екатерины II. Историкам в наследство остались подробные описи монастырского имущества, составленные незадолго до и сразу после этого события.
В начале XX века, как писала газета «Звезда» (1925 год), на территории обители еще сохранились фундаменты построек; позднее они были проданы Духову монастырю для мощения дороги.
С 1910-х годов начали проводить расчистку фресок (закончил работу реставратор Николай Петрович Сычёв). Уже в это время часть их не подлежала чтению и восстановлению, остальные удалось запечатлеть на фотографии.
При этом в Спасском храме богослужения продолжались до 1930-х годов. В Великую Отечественную войну, оказавшись на линии Волховского фронта, и после войны храм был разрушен на 70%.
С 1962 по 1974 год велись работы по воссозданию комплекса и фресок, благодаря которым сейчас храм восстановлен.
В картине Василия Макаровича Чехонадского ярко проявились характерные для художника широкая панорама, художественное и смысловое единство природы и архитектуры, экспрессивный рельефный мазок.
Его кафоликон (соборный храм) — церковь Преображения, или Спас на Ковалёве, — воздвигли в 1345 году по благословению владыки Василия и по заказу боярина Онцифора Жабина: «заложи Окинфа Жабин святого Спаса на Ковалеве».
Вероятно, Онцифор Жабин — это Онцифор Лукин, не раз упоминаемый в летописях. Прозвище «Жабин» он мог получить в 1348 году после боя на «Жабце поле» с войсками шведского короля Магнуса VIII Эрикссона, пытавшегося насаждать свою веру среди ижорцев.
В 1380 году, при архиепископе Алексее, по заказу боярина Афанасия Степановича и его супруги Марии церковь была расписана фресками. Изображения на них Антония Великого, монахинь и сцен монашеской жизни свидетельствуют об одновременной закладке церкви и монастыря.
Из летописных данных известно, что в 1500 году игумен Ковалёва монастыря участвовал в крестном ходе вокруг восстановленного города Детинца. В 1582 году, после Ливонской войны, из шестнадцати келий была обитаема только одна, где жил старец Иринарх.
В 1624 году царь Михаил Фёдорович пожаловал Спасскому монастырю грамоту на владение вотчинами Спасским и Шугозерским в Обонежской пятине.
Монастырский ансамбль включал два храма: каменный Преображения с Благовещенским приделом и деревянный Троицкий с Никольским приделом.
Во время шведского нашествия XVII века обитель сильно пострадала, а в 1764 году, как и многие другие монастыри, была упразднена по церковно-земельной реформе Екатерины II. Историкам в наследство остались подробные описи монастырского имущества, составленные незадолго до и сразу после этого события.
В начале XX века, как писала газета «Звезда» (1925 год), на территории обители еще сохранились фундаменты построек; позднее они были проданы Духову монастырю для мощения дороги.
С 1910-х годов начали проводить расчистку фресок (закончил работу реставратор Николай Петрович Сычёв). Уже в это время часть их не подлежала чтению и восстановлению, остальные удалось запечатлеть на фотографии.
При этом в Спасском храме богослужения продолжались до 1930-х годов. В Великую Отечественную войну, оказавшись на линии Волховского фронта, и после войны храм был разрушен на 70%.
С 1962 по 1974 год велись работы по воссозданию комплекса и фресок, благодаря которым сейчас храм восстановлен.
В картине Василия Макаровича Чехонадского ярко проявились характерные для художника широкая панорама, художественное и смысловое единство природы и архитектуры, экспрессивный рельефный мазок.