Власьевская церковь стоит на севере Людина конца города, в самом конце бывшей Волосовой улицы.
Интересна связь между наименованиями этой улицы и храма.
Считается, что святой Власий покровительствует крупному рогатому скоту; в этом исследователи видят преемственность между христианским культом и древним языческим. По мнению Валентина Лаврентьевича Янина, опиравшегося на «декорум христианизации», на месте первой Власьевской церкви прежде находилось капище почитавшегося славянами «скотьего бога» Велеса (Волоса). С именем Волоса связывал топонимику и Борис Александрович Рыбаков. Впрочем, Валерий Леонидович Васильев утверждал, что археологических свидетельств этого Волосова капища нет.
Марк Хаимович Алешковский указывал, что храм появился позднее улицы и стоит не в начале ее, а в конце. Название Власьевской церкви, по мнению ученого, восходит к распространенному здесь антропониму «Волос».
Впервые деревянный храм святого мученика Власия Севастийского упомянут в клировых документах 1111 года. В летописях за 1184 год находится подтверждение, что «в то же лето» была срублена новая церковь святого Власия.
Второй, тоже деревянный, храм появился здесь в 1379 году; каменный — только в 1407 году.
Его статус менялся: в источниках XVI века он фигурирует как соборный, при котором был придел Иоакима и Анны на хорах, позднее — как ружный, то есть не имеющий прихода и состоящий на государственной руге (довольствии).
Вплоть до XIX века храм периодически достраивали и совершенствовали в архитектурном плане.
В годы немецкой оккупации он сильно пострадал от огня; в конце 1940-х — начале 1950-х годов колокольня и притвор церкви были разобраны. Храм оказался под угрозой сноса.
Привести этот план в исполнение не позволили московские и ленинградские ученые, убедившие новгородские власти в ценности этого архитектурного памятника.
В 1954–1959 годах по проекту Дмитрия Михайловича Фёдорова церковь восстановили в том виде, в каком она украшала город в XV веке. Воссоздать древний облик постройки — купол, своды, уступчатые порталы, окна со стрельчатыми арками — помогли, на первый взгляд, незначительные следы вроде художественного орнамента, окаймлявшего барабан.
Остатки фрескового изображения священномученика Власия можно до сих пор рассмотреть в нише над северным порталом.
На сегодняшний день церковь закрыта.
Интересна связь между наименованиями этой улицы и храма.
Считается, что святой Власий покровительствует крупному рогатому скоту; в этом исследователи видят преемственность между христианским культом и древним языческим. По мнению Валентина Лаврентьевича Янина, опиравшегося на «декорум христианизации», на месте первой Власьевской церкви прежде находилось капище почитавшегося славянами «скотьего бога» Велеса (Волоса). С именем Волоса связывал топонимику и Борис Александрович Рыбаков. Впрочем, Валерий Леонидович Васильев утверждал, что археологических свидетельств этого Волосова капища нет.
Марк Хаимович Алешковский указывал, что храм появился позднее улицы и стоит не в начале ее, а в конце. Название Власьевской церкви, по мнению ученого, восходит к распространенному здесь антропониму «Волос».
Впервые деревянный храм святого мученика Власия Севастийского упомянут в клировых документах 1111 года. В летописях за 1184 год находится подтверждение, что «в то же лето» была срублена новая церковь святого Власия.
Второй, тоже деревянный, храм появился здесь в 1379 году; каменный — только в 1407 году.
Его статус менялся: в источниках XVI века он фигурирует как соборный, при котором был придел Иоакима и Анны на хорах, позднее — как ружный, то есть не имеющий прихода и состоящий на государственной руге (довольствии).
Вплоть до XIX века храм периодически достраивали и совершенствовали в архитектурном плане.
В годы немецкой оккупации он сильно пострадал от огня; в конце 1940-х — начале 1950-х годов колокольня и притвор церкви были разобраны. Храм оказался под угрозой сноса.
Привести этот план в исполнение не позволили московские и ленинградские ученые, убедившие новгородские власти в ценности этого архитектурного памятника.
В 1954–1959 годах по проекту Дмитрия Михайловича Фёдорова церковь восстановили в том виде, в каком она украшала город в XV веке. Воссоздать древний облик постройки — купол, своды, уступчатые порталы, окна со стрельчатыми арками — помогли, на первый взгляд, незначительные следы вроде художественного орнамента, окаймлявшего барабан.
Остатки фрескового изображения священномученика Власия можно до сих пор рассмотреть в нише над северным порталом.
На сегодняшний день церковь закрыта.