Каменный храм Иоанна Богослова на Витке был заложен в 1383 году. В 1384 году, в год окончания строительства, он упоминается в летописи как соборный в небольшом женском Богословском монастыре из числа «рядовых». Когда в 1764 году обитель упразднили, церковь отошла приходу и продолжала работать.
Название храму дала речка Витка, прежде впадавшая в этом месте в Волхов.
Это однокупольная постройка с тремя нефами, представляющая в плане прямоугольник; ее архитектурные особенности и каменные закладные кресты характерны для новгородской зодческой традиции второй половины XIV столетия.
Трехлопастные завершения фасадов позднее были заменены щипцовыми.
В XVI веке к церкви был пристроен западный притвор с теплым приделом в честь Успения Богородицы. В 1799 году на его фундаменте появилась небольшая колокольня в классицистическом стиле.
В середине 1920-х годов службы в церкви прекратились, ее помещение использовали как склад при лодочной станции, а колокольню разобрали на кирпич для постройки городской электростанции. Серьезно пострадала постройка в Великую Отечественную войну и в конце 1940-х годов, когда в нее ударила молния.
В 1952 году под руководством архитектора Любови Митрофановны Шуляк храм был отреставрирован.
В 2000 году, по просьбам новгородских старообрядцев, епископ Русской православной старообрядческой церкви Алимпий (Гусев) благословил отца Александра Панкратова заняться организацией прихода и возрождением храма.
После этого длительные реставрационные работы продолжились, преимущественно на средства церковной общины. Удалось привести в порядок внешнюю сторону стен и основание, произвести ремонт трапезной и центральных внутренних помещений. Под слоем штукатурки реставраторы обнаружили средневековые граффити — надписи и рисунки. Также был частично восстановлен древний тябловый иконостас.
В 2004 году церковь была торжественно освящена епископом Киевским и всея Украины Савватием (Козкой). На сегодняшний день это действующий старообрядческий храм.
Картина входит в число акварелей Семёна Ивановича Пустовойтова, посвященных истории и возрождению Великого Новгорода. Художник, воевавший на Новгородской земле и видевший город в руинах, остро передает в своем творчестве мысль о том, что памятники архитектуры — это судьба, история и будущее народа.
Название храму дала речка Витка, прежде впадавшая в этом месте в Волхов.
Это однокупольная постройка с тремя нефами, представляющая в плане прямоугольник; ее архитектурные особенности и каменные закладные кресты характерны для новгородской зодческой традиции второй половины XIV столетия.
Трехлопастные завершения фасадов позднее были заменены щипцовыми.
В XVI веке к церкви был пристроен западный притвор с теплым приделом в честь Успения Богородицы. В 1799 году на его фундаменте появилась небольшая колокольня в классицистическом стиле.
В середине 1920-х годов службы в церкви прекратились, ее помещение использовали как склад при лодочной станции, а колокольню разобрали на кирпич для постройки городской электростанции. Серьезно пострадала постройка в Великую Отечественную войну и в конце 1940-х годов, когда в нее ударила молния.
В 1952 году под руководством архитектора Любови Митрофановны Шуляк храм был отреставрирован.
В 2000 году, по просьбам новгородских старообрядцев, епископ Русской православной старообрядческой церкви Алимпий (Гусев) благословил отца Александра Панкратова заняться организацией прихода и возрождением храма.
После этого длительные реставрационные работы продолжились, преимущественно на средства церковной общины. Удалось привести в порядок внешнюю сторону стен и основание, произвести ремонт трапезной и центральных внутренних помещений. Под слоем штукатурки реставраторы обнаружили средневековые граффити — надписи и рисунки. Также был частично восстановлен древний тябловый иконостас.
В 2004 году церковь была торжественно освящена епископом Киевским и всея Украины Савватием (Козкой). На сегодняшний день это действующий старообрядческий храм.
Картина входит в число акварелей Семёна Ивановича Пустовойтова, посвященных истории и возрождению Великого Новгорода. Художник, воевавший на Новгородской земле и видевший город в руинах, остро передает в своем творчестве мысль о том, что памятники архитектуры — это судьба, история и будущее народа.