В полном названии новгородской церкви Рождества Христова XIV века уточняется: «на Красном поле» или «на Кладбище».
Археолог и этнограф Руф Гаврилович Игнатьев, опираясь на житие преподобных братьев Алфановых (конец XIV — начало XV века), относит возникновение Рождественского монастыря к XII веку. Археолог Иван Куприянович Куприянов, впрочем, считает житие XVII века исторически малодостоверным.
Первая новгородская летопись дает точный год постройки, вероятно, деревянного храма (1226), но без указаний на монастырь.
В XIII веке храм фигурирует в связи с устройством здесь скудельниц (общих могильников; 1230 год) и конфликтом новгородцев с Александром, отцом изгнанного князя Василия (1255 год).
Церковь Рождества из камня, сохранившуюся до наших дней, возвели в 1381–1382 годах по указу князя Дмитрия Донского.
В XV веке обитель точно существовала и владела земельными вотчинами в Шелонской и Деревской пятинах; вероятно, ее насельники происходили из знатных родов. После присоединения Новгорода к Москве земли были конфискованы.
В XV–XVI веках рядом с монастырем продолжали хоронить умерших в странствии, в нищете, от мора и насильственной смерти, в том числе казненных. В семик (четверг седьмой пасхальной недели) совершали поминовение всех здесь погребенных и обходили скудельницы крестным ходом.
В результате пожара 1547 года обрушилась монастырская колокольня и сгорели церковь с трапезной.
К 1615 году Рождественский храм с приделом и деревянная трапезная отошли Антониеву монастырю, из его же казны были восстановлены по указу воеводы Семёна Урусова. В 1649 году обитель вернула свой статус, но в 1764-м была упразднена. Храм стал приходским, а затем кладбищенским.
После революции церковь опекало Общество любителей древности; в 1940–1950-х годах ее восстановили, в 1970–1980-х годах отреставрировали по проекту Нинели Николаевны Кузьминой и Любови Митрофановны Шуляк.
Архитектуру церкви, типичную для XIV века, отличает некоторая «небрежность»: асимметричность, кривизна углов, — что может указывать на невысокое качество строительства. Стиль фресок конца XIV века исследователи сравнивают с образцами сербской моравской школы. Несмотря на пережитые пожары и ремонтные работы, сохранились они неплохо.
Семёну Ивановичу Пустовойтову, выпускнику Одесского художественного училища и ветерану Великой Отечественной войны, довелось наблюдать как разрушение, так и возрождение архитектуры древнего Новгорода, и его акварели заставляют увидеть в этих памятниках живую историю, достойную заботы и уважения.
Археолог и этнограф Руф Гаврилович Игнатьев, опираясь на житие преподобных братьев Алфановых (конец XIV — начало XV века), относит возникновение Рождественского монастыря к XII веку. Археолог Иван Куприянович Куприянов, впрочем, считает житие XVII века исторически малодостоверным.
Первая новгородская летопись дает точный год постройки, вероятно, деревянного храма (1226), но без указаний на монастырь.
В XIII веке храм фигурирует в связи с устройством здесь скудельниц (общих могильников; 1230 год) и конфликтом новгородцев с Александром, отцом изгнанного князя Василия (1255 год).
Церковь Рождества из камня, сохранившуюся до наших дней, возвели в 1381–1382 годах по указу князя Дмитрия Донского.
В XV веке обитель точно существовала и владела земельными вотчинами в Шелонской и Деревской пятинах; вероятно, ее насельники происходили из знатных родов. После присоединения Новгорода к Москве земли были конфискованы.
В XV–XVI веках рядом с монастырем продолжали хоронить умерших в странствии, в нищете, от мора и насильственной смерти, в том числе казненных. В семик (четверг седьмой пасхальной недели) совершали поминовение всех здесь погребенных и обходили скудельницы крестным ходом.
В результате пожара 1547 года обрушилась монастырская колокольня и сгорели церковь с трапезной.
К 1615 году Рождественский храм с приделом и деревянная трапезная отошли Антониеву монастырю, из его же казны были восстановлены по указу воеводы Семёна Урусова. В 1649 году обитель вернула свой статус, но в 1764-м была упразднена. Храм стал приходским, а затем кладбищенским.
После революции церковь опекало Общество любителей древности; в 1940–1950-х годах ее восстановили, в 1970–1980-х годах отреставрировали по проекту Нинели Николаевны Кузьминой и Любови Митрофановны Шуляк.
Архитектуру церкви, типичную для XIV века, отличает некоторая «небрежность»: асимметричность, кривизна углов, — что может указывать на невысокое качество строительства. Стиль фресок конца XIV века исследователи сравнивают с образцами сербской моравской школы. Несмотря на пережитые пожары и ремонтные работы, сохранились они неплохо.
Семёну Ивановичу Пустовойтову, выпускнику Одесского художественного училища и ветерану Великой Отечественной войны, довелось наблюдать как разрушение, так и возрождение архитектуры древнего Новгорода, и его акварели заставляют увидеть в этих памятниках живую историю, достойную заботы и уважения.