Исторически важными объектами новгородской Торговой стороны были Ярославово дворище и Торг с церковью Параскевы-Пятницы. К пятницам была приурочена и активная деятельность на Торгу.
Великомученица Параскева-Пятница, она же Параскева Иконийская, жившая в III веке, почиталась как покровительница купечества, что объясняет закладку храма в ее честь именно в этом месте. Новгородские купцы считали церковь своей патрональной.
Первый деревянный храм появился здесь в 1156 году по заказу заморских (то есть торговавших за морем) купцов-новгородцев. Второй, тоже деревянный, относится к 1191 году и связывается с именами некоего Константина и его брата. 1207 год летопись называет как год окончания строительства уже каменной церкви, инициаторами которого были также заморские торговые люди.
Несколько раз церковь Параскевы-Пятницы перестраивали. Судя по источникам, церковь пережила 15 пожаров, особенно сильным из которых был «великий пожар» 1345 года. В XVI столетии поновление предприняли вновь по решению купечества. Частичные изменения, например новая главка, производились уже в XVIII веке.
Примечательно, что при перестройках старались бережно относиться к изначальному облику храма, благодаря чему его сейчас довольно легко реконструировать. В ходе реставрационных работ удалось выявить многие формы, сохранившиеся с древности.
Капитальное восстановление памятника началось в 1954 году и потребовало почти 50 лет работы.
В наше время здание храма стало своеобразным музеем новгородского зодчества.
Автор картины Илья Иосифович Кушнир, уроженец города Сольцы Новгородской области и ветеран Великой Отечественной войны, был профессиональным архитектором. По окончании Инженерно-строительного института в Ленинграде выразил желание участвовать в восстановлении Новгорода, куда и был направлен. Здесь Илья Иосифович прошел путь от архитектора до руководителя проектной мастерской, в 1966–1972 годах в качестве главного архитектора города создал целый ряд жилых и общественных зданий для Большой Санкт-Петербургской, Большой Московской улиц, Воскресенского бульвара и других.
Кушнир органично сочетал практическую деятельность с научными изысканиями в области архитектуры Древней Руси; отдельные мотивы средневекового зодчества просматриваются в его личных проектах.
Профессиональное внимание к деталям, выверенным пропорциям и перспективе в сочетании с лирически переданной атмосферой города проявилось и в акварелях Ильи Иосифовича.
Великомученица Параскева-Пятница, она же Параскева Иконийская, жившая в III веке, почиталась как покровительница купечества, что объясняет закладку храма в ее честь именно в этом месте. Новгородские купцы считали церковь своей патрональной.
Первый деревянный храм появился здесь в 1156 году по заказу заморских (то есть торговавших за морем) купцов-новгородцев. Второй, тоже деревянный, относится к 1191 году и связывается с именами некоего Константина и его брата. 1207 год летопись называет как год окончания строительства уже каменной церкви, инициаторами которого были также заморские торговые люди.
Несколько раз церковь Параскевы-Пятницы перестраивали. Судя по источникам, церковь пережила 15 пожаров, особенно сильным из которых был «великий пожар» 1345 года. В XVI столетии поновление предприняли вновь по решению купечества. Частичные изменения, например новая главка, производились уже в XVIII веке.
Примечательно, что при перестройках старались бережно относиться к изначальному облику храма, благодаря чему его сейчас довольно легко реконструировать. В ходе реставрационных работ удалось выявить многие формы, сохранившиеся с древности.
Капитальное восстановление памятника началось в 1954 году и потребовало почти 50 лет работы.
В наше время здание храма стало своеобразным музеем новгородского зодчества.
Автор картины Илья Иосифович Кушнир, уроженец города Сольцы Новгородской области и ветеран Великой Отечественной войны, был профессиональным архитектором. По окончании Инженерно-строительного института в Ленинграде выразил желание участвовать в восстановлении Новгорода, куда и был направлен. Здесь Илья Иосифович прошел путь от архитектора до руководителя проектной мастерской, в 1966–1972 годах в качестве главного архитектора города создал целый ряд жилых и общественных зданий для Большой Санкт-Петербургской, Большой Московской улиц, Воскресенского бульвара и других.
Кушнир органично сочетал практическую деятельность с научными изысканиями в области архитектуры Древней Руси; отдельные мотивы средневекового зодчества просматриваются в его личных проектах.
Профессиональное внимание к деталям, выверенным пропорциям и перспективе в сочетании с лирически переданной атмосферой города проявилось и в акварелях Ильи Иосифовича.