Алексей Матвеевич Федотов, художник-пейзажист, летописец Дальнего Востока, родился в 1919 году в селе Катарбей Иркутской области. Его отец, искусный резчик и столяр, сумел привить сыну художественный вкус. Рано почувствовав свое призвание, Федотов учился живописи у Ивана Павловича Сверкунова, старательно оттачивал мастерство на этюдах и готовился к поступлению в Академию художеств.
Однако в 1937 году репрессии лишили Алексея Матвеевича одновременно отца и педагога — Сверкунова. Это событие сильно травмировало Федотова; ему пришлось проститься и с мечтами об Академии. Вместо этого он поступил в художественное училище Иркутска, но доучиться не успел: по призыву отправился в армию. Позднее художник Григорий Степанович Зорин пригласил друга переехать в Хабаровск.
Федотов пробовал себя в качестве театрального оформителя, портретиста, создавал декорации по готовым эскизам, графические работы, писал композиции. Но главное место в его творчестве занимал пейзаж, посредством которого художник заново открыл людям Камчатку и Сахалин, Приморье и Курилы, Приамурье и Забайкалье. Каждое из этих мест под его кистью обретало свое неповторимое лицо.
Алексей Матвеевич Федотов участвовал в республиканских (с 1950 года) и всесоюзных (с 1956 года) выставках, неоднократно был отмечен наградами от Министерства культуры, состоял в Союзе художников РСФСР.
На одной из творческих встреч Алексея Матвеевича спросили, какие из своих работ он непременно хотел бы видеть на персональной выставке. Он назвал три: «Байкал», триптих «Амур-батюшка» и «В бухте Лаврова».
Монументальность пейзажа, мажорный жизнеутверждающий колорит, широкий пастозный мазок передают мощь и размах дальневосточной природы. Подчеркивают ее и маленькие, будто игрушечные, суда на фоне сверкающих снегом скал в изображении бухты Лаврова.
В конце жизни Алексей Матвеевич мечтал организовать выставку, собрав по всей стране свои лучшие работы, но не успел. На одной из последних встреч с друзьями он говорил:
Однако в 1937 году репрессии лишили Алексея Матвеевича одновременно отца и педагога — Сверкунова. Это событие сильно травмировало Федотова; ему пришлось проститься и с мечтами об Академии. Вместо этого он поступил в художественное училище Иркутска, но доучиться не успел: по призыву отправился в армию. Позднее художник Григорий Степанович Зорин пригласил друга переехать в Хабаровск.
Федотов пробовал себя в качестве театрального оформителя, портретиста, создавал декорации по готовым эскизам, графические работы, писал композиции. Но главное место в его творчестве занимал пейзаж, посредством которого художник заново открыл людям Камчатку и Сахалин, Приморье и Курилы, Приамурье и Забайкалье. Каждое из этих мест под его кистью обретало свое неповторимое лицо.
Алексей Матвеевич Федотов участвовал в республиканских (с 1950 года) и всесоюзных (с 1956 года) выставках, неоднократно был отмечен наградами от Министерства культуры, состоял в Союзе художников РСФСР.
На одной из творческих встреч Алексея Матвеевича спросили, какие из своих работ он непременно хотел бы видеть на персональной выставке. Он назвал три: «Байкал», триптих «Амур-батюшка» и «В бухте Лаврова».
Монументальность пейзажа, мажорный жизнеутверждающий колорит, широкий пастозный мазок передают мощь и размах дальневосточной природы. Подчеркивают ее и маленькие, будто игрушечные, суда на фоне сверкающих снегом скал в изображении бухты Лаврова.
В конце жизни Алексей Матвеевич мечтал организовать выставку, собрав по всей стране свои лучшие работы, но не успел. На одной из последних встреч с друзьями он говорил: