Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ульчский ковер

Время создания
1971 год
Место создания
СССР, Хабаровский край
Размер
95x130 см
Техника
хлопчатобумажная и шелковая нити; шитье, вышивка, аппликация
1
Открыть в приложении
#2

Текстильные ковры появились у амурских народов относительно недавно, вероятно, не раньше XIX столетия, однако и до этого времени в традиционной культуре амурских этносов бытовали изделия с развернутой на плоскости орнаментальной композицией, аналогичной ковровой. Это были постельные принадлежности — матрас и одеяло.

Наибольшее распространение текстильные ковры получили у нанайцев и ульчей. Чаще всего они декорировались в технике аппликации, плетения из полосок ткани, вышивки и мозаики. Амурские художники использовали аппликацию двух видов: обычную — накладную, а также более сложную — подкладную или прорезную, которая применялась реже.

Срезы аппликации оформлялись разными способами: вышивкой, руликом (выворотный кант), иногда тесьмой. В вышивке применяли разные виды художественных швов, например «рельефную двустороннюю гладь», для которой на срез аппликации приклеивали тонкую нить из рыбьей кожи и обшивали гладью шелковыми нитками.

Чаще всего в коврах использовался двойной тамбурный шов или, как его называли на Амуре, «козлик». Характерной особенностью этой техники являлось чередование через короткие промежутки нитей разного цвета. Это несколько размывало границу орнамента и фона, сглаживало контрастность между ними и придавало контуру узора эффект мерцания и переливчатости цвета.

Общее колористическое решение ковровых изделий отличалось контрастностью, обязательным использованием в качестве фоновых тканей темного цвета, которые усиливали ее. Для подготовки аппликации выбранную для орнамента ткань с изнаночной стороны проклеивали мучным клейстером, который придавал материалу плотность и не давал краям осыпаться. Элементы аппликации приклеивали к фоновой ткани рыбьим клеем.

Автор представленного экспоната — ульчская мастерица, член Союза художников СССР Очу Лукьяновна Росугбу. Ее творчество оказало влияние на многих ульчских авторов таких изделий, особенно в селе Булава, где она долгое время жила. В музеях страны хранится несколько десятков ковров знаменитого мастера, из них в собрании Гродековского музея — восемь.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ульчский ковер

Время создания
1971 год
Место создания
СССР, Хабаровский край
Размер
95x130 см
Техника
хлопчатобумажная и шелковая нити; шитье, вышивка, аппликация
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%