Натюрморт «Фрукты» кисти известного голландского живописца XVII века Абрахама ван Бейерена принадлежит к особо ценным полотнам Калужского музея изобразительных искусств.
При жизни Бейерен не пользовался успехом у современников. Были случаи, когда он расплачивался за костюм собственными картинами. Лишь спустя три столетия произведения живописца получили признание и стали ценными украшениями европейских музеев.
Абрахам ван Бейерен родился в прибрежном городе Гаага. Именно здесь был создан особый жанр натюрморта — картины с изображением рыб и морских животных. Интерес к этой теме Бейерен перенял от своего учителя Питера де Пюттера. Впоследствии художник превзошел своего наставника, и его даже в шутку называли «Рафаэлем рыб».
Работая в Лейдене, Делфте, Амстердаме, знакомясь с разными художественными традициями, Бейерен расширил тематику своих натюрмортов. Помимо морской фауны, художник писал пейзажи, vanitas («суета сует»), битую дичь, букеты. Особенным мастерством отмечены его великолепные десерты.
В натюрморте «Фрукты» Бейерен, как настоящий режиссер, создал безукоризненную композиционную схему, где продумано все, вплоть до организации процесса восприятия изображения. Началом ему служит первый план, который вводит зрителя в пространство картины. Здесь изображен обитый тканью стул, на спинку которого брошена портупея со шпагой, а на сиденье поставлен серебряный поднос с экзотическими плодами. Виноградная лоза и веточка апельсинового дерева увлекают глаз зрителя дальше, к центру композиции, где представлен накрытый бархатной скатертью стол, плотно нагруженный дорогой утварью. Кажущийся беспорядок основан на тонком художественном расчете мастера. Тесной группой стоят на столе золоченый кубок, кувшин в серебряной оправе, китайская ваза и узкий бокал из венецианского стекла с налитым вином. Бейерен умеет передать материал, форму и фактуру каждого изображенного объекта.
Общий теплый золотисто-коричневый тон объединяет нежно-розовые, лимонно-желтые, оранжево-красные, сине-лиловые, медно-зеленые цветовые соотношения и придает им глубокую насыщенность. Только сумеречный пейзаж в окне, как небольшой диссонанс этому красочному миру, написан в холодных, приглушенно-серебристых тонах.