Михаил Балдин на картине «Троицко-Варнавинский монастырь в XVII веке» совмещает черты пейзажной и исторической живописи. Такое сочетание жанров легко объяснить, ведь Балдина прежде всего знают как выдающегося историка и краеведа, а также автора большого количества публикаций по истории прибрежных территорий реки Ветлуга — Поветлужья.
Балдин в первую очередь известен достижениями в исторической науке, однако его жизнь была связана с визуальными искусствами с самых ранних лет. В конце 1930-х он постигал художественную обработку дерева в Семеновском училище и одновременно ходил на курсы в самодеятельную художественную студию. В сентябре 1940-го он поступил в престижное Горьковское художественное училище, но с началом Великой Отечественной его закрыли. Образование Балдина-художника продлилось всего около года.
Несмотря на то, что впоследствии он не стал учиться на профессионального художника, тесные отношения Балдина с живописью продолжались на протяжении всей его жизни. Об этом свидетельствует большое количество картин, рисунков, набросков, которые находятся в коллекции Варнавинского историко-художественного музея. Написанный в 1994 году исторический пейзаж «Троицко-Варнавинский монастырь в XVII веке» является одной из этих работ.
Выстояв множество враждебных нашествий, Троицко-Варнавинский монастырь играл ведущую роль в распространении православия в языческих народностях Поветлужья. В 1666 году на территории монастыря была построена новая церковь в честь святого Николая Чудотворца над могилой преподобного Варнавы. На 1702 год имеются такие данные: «в Варнавине пустыне церковь во имя Николая чудотворца с трапезою деревянная рублена в углы <…> крест опаян белым немецким железом». Храм в великолепном шатровом стиле простоял с 1666 до 1932 года, когда на коммунистическом субботнике комсомольцы распилили его на дрова.
Балдин в первую очередь известен достижениями в исторической науке, однако его жизнь была связана с визуальными искусствами с самых ранних лет. В конце 1930-х он постигал художественную обработку дерева в Семеновском училище и одновременно ходил на курсы в самодеятельную художественную студию. В сентябре 1940-го он поступил в престижное Горьковское художественное училище, но с началом Великой Отечественной его закрыли. Образование Балдина-художника продлилось всего около года.
Несмотря на то, что впоследствии он не стал учиться на профессионального художника, тесные отношения Балдина с живописью продолжались на протяжении всей его жизни. Об этом свидетельствует большое количество картин, рисунков, набросков, которые находятся в коллекции Варнавинского историко-художественного музея. Написанный в 1994 году исторический пейзаж «Троицко-Варнавинский монастырь в XVII веке» является одной из этих работ.
Как следует из названия, на картине изображен Троицко-Варнавинский монастырь. Его основали во второй половине XV века ученики святого преподобного Варнавы Ветлужского. Находясь в глухой тайге в Поветлужье на границе русских земель, обитель была долгое время единственным православным монастырем во враждебном окружении луговых черемисов (марийцев). На монастырь нападали и сторонники мятежного казака Степана Разина.
Выстояв множество враждебных нашествий, Троицко-Варнавинский монастырь играл ведущую роль в распространении православия в языческих народностях Поветлужья. В 1666 году на территории монастыря была построена новая церковь в честь святого Николая Чудотворца над могилой преподобного Варнавы. На 1702 год имеются такие данные: «в Варнавине пустыне церковь во имя Николая чудотворца с трапезою деревянная рублена в углы <…> крест опаян белым немецким железом». Храм в великолепном шатровом стиле простоял с 1666 до 1932 года, когда на коммунистическом субботнике комсомольцы распилили его на дрова.