Симон Ушаков был ведущим мастером Оружейной палаты Московского Кремля во второй половине XVII века. Он возглавлял группу иконописцев и занимался росписью храмов, декорировал предметы искусства, создавал гравюры, писал портреты и иконы.
Троица ветхозаветная
Андрей Рублёв (1360–1428). Троица. 1411 год или 1425–1427. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея.
Однако отличий между двумя «Троицами» больше, чем общего. Лица и фигуры у Ушакова объёмные, а не плоские. Пространство обладает большей глубиной и наполнено деталями. В колорите больше оттенков, чем чистых ярких цветов. По мнению некоторых искусствоведов, из-за «светского» характера в иконе нет такой одухотворенности, как в иконе Рублёва.
Перспективное построение работы напоминает произведения эпохи Возрождения. Архитектурный фон Ушаков написал, скорее всего, по полотну итальянского художника Паоло Веронезе «Пир у Симона Фарисея». Оригинала он видеть не мог, но в то время были популярны гравюры с европейских картин.
Заказчиком «Троицы ветхозаветной» был, вероятно, московский купец греческого происхождения Николай Николета. Какое-то время икона находилась в церкви Воздвижения Креста в Таврическом дворце в Петербурге, затем в Гатчинском дворце-музее. В Русский музей «Троица» поступила в 1925 году.