Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Святые Борис и Глеб

Время создания
Вторая половина XIV века
Размер
142,5x94,3 см
Техника
Дерево, темпера
43
Открыть в приложении
#2
Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. После смерти князя в 1015 году началась борьба за киевский престол. По преданию, во время войны старший сын Владимира Святополк убил родных братьев. Так Святополк получил прозвище «Окаянный», а Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.

#3
Среди дошедших до нас образов святых князей икона в коллекции Русского музея — одна из древнейших. Большинство исследователей приписывают произведение московской школе иконописцев второй половины XIV века.

В иконографической традиции было принято изображать братьев стоящими рядом, фронтально и во весь рост. В руках у каждого крест — символ мученической смерти — и меч, атрибут княжеской власти и орудие мученичества.
#4
О внешности князей было известно немного. В «Сказании о Борисе и Глебе» начала XI века Борис описывался как высокий, стройный юноша с широкими плечами и тонкой талией, «ус молодой еще был». Таким он и предстаёт на иконе. Об облике Глеба сведений не было. Так как он был младшим, автор изобразил его безбородым, с длинными, распущенными по плечам волосами. Из-за отсутствия линии горизонта возникает ощущение, что святые не стоят, а парят в воздухе.
#5
Художник написал образ яркими и чистыми цветами, которые имели сакральный смысл. Золотой фон обозначает вечность, величие, божественный свет. Хитоны и плащи князей автор покрыл тонкими золотыми и серебряными орнаментами в виде животных, растительных и геометрических узоров. Благодаря этому основные цвета выглядят легче и прозрачнее. Украшенные наряды святых перекликаются с золотым фоном и становятся более возвышенными и бестелесными.
#6
Небесно-синий плащ Бориса символизирует духовную чистоту, истину, мужество и готовность к самопожертвованию. Красный — цвет огня, жизни, крови — напоминает о мученической судьбе братьев, погибших от рук убийц. А пурпурный цвет хитона Глеба обозначает объединение «земного» и «небесного», так как он получается в результате смешения красной и синей краски.
#7
К XX веку от оригинала памятника мало что сохранилось. Дело в том, что раньше было принято не реставрировать, а «обновлять» живописные произведения. Когда защитный лак темнел, иконописцы писали прямо поверх него новое изображение и покрывали его очередным слоем лака. «Бориса и Глеба» перекрывали многочисленные «поновления» разных периодов, а лица князей были полностью переписаны.
Общий вид иконы «Святые Борис и Глеб» до реставрации. 1979. Государственный Русский музей.
#8
В 1908 году авторский слой попытались раскрыть, но методы тогда были ещё несовершенны. Многие участки реставраторы написали заново, а чтобы придать тонировкам вид старой, загрязнённой живописи, разбрызгали по поверхности чёрную краску и даже нарисовали кракелюр — трещины красочного слоя.
Фрагмент изображения лика Глеба до реставрации. 1979. Государственный Русский музей.
#9
Только в 1979 году специалисты Русского музея начали масштабную реставрацию, которая продлилась пять лет. Не всё оригинальное изображение удалось восстановить. Чтобы сохранить уже узнаваемый вид иконы, пришлось оставить некоторые поновления, даже если они не совпадали с первоначальным замыслом автора.
#11
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Святые Борис и Глеб

Время создания
Вторая половина XIV века
Размер
142,5x94,3 см
Техника
Дерево, темпера
43
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%