Новгородская школа иконописи — древнейшая на Руси и самая своеобразная. Она впитала в себя многие течения. Так как Новгород не пострадал от татаро-монгольского ига, школа сохранила традиции домонгольской живописи, стремившейся к византийской. А к XVI веку новгородские иконописцы привнесли в своё творчество местные народные мотивы.
Троица ветхозаветная
Время создания
1530–1540-е годы
Размер
149x113,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
108
Открыть в приложении #2
#3
Отличительной чертой этой школы стал примитивизм. Композиция на иконах была упрощённой, без лишних фигур и деталей. Колорит состоял из ярких, чистых, контрастных цветов. Особенно мастера любили использовать киноварь — ярко-красную краску. Все эти черты отразились в новгородской иконе «Троица ветхозаветная». Её написал неизвестный мастер в 1530–1540-х годах.
Изображения Троицы были одними из самых распространённых в православной иконописи. Сюжет Ветхого Завета повествует о том, как патриарху Аврааму, которому было уже сто лет, явился Бог в образе трёх странников — ангелов. Авраам и его жена Сарра не узнали гостей, но радушно приняли их. Ангелы предсказали супругам рождение сына Исаака.
Троица представляет собой основное положение христианства, согласно которому Бог един в трёх ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа. Так как православие говорит о непостижимости Бога, которого к тому же никто никогда не видел, его изображали символически в виде трёх ветхозаветных ангелов.
#5
Автор расположил Троицу в принятом порядке слева направо: сначала Бог Отец, затем Сын и Святой Дух. Пейзаж тоже не случаен и состоит из важных христианских символов. За спиной ангела с чертами Отца стоит дом — символ творящей силы. За спиной среднего — дерево, как символ жизни и воскрешения. Справа, на фоне третьего ангела, — гора, обозначающая возвышенный дух.
#6
Кроме того, над странником, олицетворяющим Иисуса, — крестчатый нимб. Внутри него крест и греческие буквы «ΟΩΝ», что означает «сущий». Такой нимб в иконографии Христа был его отличительным знаком.
#9
После «Троицы» знаменитого московского иконописца Андрея Рублёва стало принято писать сюжет без праотца и праматери — Сарры и Авраама. Однако новгородский мастер сделал содержание более историчным. Он изобразил, как Авраам и Сарра подносят угощения гостям, а их слуга закалывает тельца для трапезы.
Андрей Рублёв (1360–1428). Троица. 1411 год или 1425–1427. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея.
#10
Все фигуры, изображённые на иконе, вписываются в круг. Такая композиция напоминает о философской сущности Троицы, её безначальности и бесконечности. Колорит иконы также образует круг из чередующихся цветов.
#8
В «Троице», как и в большинстве икон, используется обратная перспектива. В отличие от прямой, или линейной, перспективы, фигуры по мере удаления от зрителя становятся не меньше, а больше. Так автор подчёркивает их значимость и как бы открывает для зрителя окно в другой мир, божественный.
#12
#11
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Троица ветхозаветная
Время создания
1530–1540-е годы
Размер
149x113,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
108
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться