Представитель классического направления в живописи Жан-Батист Жозеф Бастине — выпускник художественной Академии города Лувен (Бельгия), ученик крупнейшего представителя неоклассицизма Жака Луи Давида и друг Жана Огюста Доминика Энгра, с которым постигал тайны живописи у одного мастера. В начале XIX века, в 1811 году Жан-Батист переезжает в прусский Аахен, где, подобно своему учителю, также основывает свою школу, параллельно, впрочем, преподавая рисование в местной гимназии.
Еще до момента отъезда в Пруссию, в Париже Бастине пишет свое самое монументальное творение — «Возвращение Товия». Сюжетом для него послужила ветхозаветная легенда, призывающая задуматься о ценностях, неподвластных времени и моде — семье, благочестии и верности.
По этой легенде Товия, сын Товита, прославившегося благочестием, был пленен и уведен вместе с семьей и другими выходцами из Земли Израилевой в Ниневию. Даже в плену отец Товия Товит не отрекся от своей доброты и хоронил по обычаям иудеев усопших, оставшихся без погребения из-за бедности или казненных по приказу царя.
Но однажды ассирийский царь Сеннахирим возненавидел все племя иудеев и приказал беспощадно убивать. Хоронить убитых было запрещено, но Товит продолжал это делать, за что и поплатился — его осудили на смерть. Патриарх бежал из Ниневии, но затем вернулся, когда жестокий царь умер.
Как-то Товит похоронил убитого израильтянина и вынужден был заночевать у стен своего дома. Ночью в глаза благочестивому израильтянину попал воробьиный помет, и это стало причиной слепоты Товита. После того, как патриарх ослеп, семья обеднела и едва могла прокормиться. Тогда Товит отправил сына своего Товия в Раги Мидийские, где когда-то оставил на хранение израильтянину Гаваилу 10 талантов.
Спутником юноши стал сам архангел Рафаил, назвавшийся Азарией. Товия поймал огромную рыбу и, следуя совету спутника, сохранил ее внутренности. После множества перипетий вернувшийся домой Товия приложил желчь этой рыбы к отцовским глазам, и тот прозрел.
Этот сюжет многократно использовался в живописи: его воспроизводил Ботичелли и Тициан, Бугро и ван Рейн. На шедевре Бастине Товит с женой Анной встречают вернувшегося сына у врат города.
Еще до момента отъезда в Пруссию, в Париже Бастине пишет свое самое монументальное творение — «Возвращение Товия». Сюжетом для него послужила ветхозаветная легенда, призывающая задуматься о ценностях, неподвластных времени и моде — семье, благочестии и верности.
По этой легенде Товия, сын Товита, прославившегося благочестием, был пленен и уведен вместе с семьей и другими выходцами из Земли Израилевой в Ниневию. Даже в плену отец Товия Товит не отрекся от своей доброты и хоронил по обычаям иудеев усопших, оставшихся без погребения из-за бедности или казненных по приказу царя.
Но однажды ассирийский царь Сеннахирим возненавидел все племя иудеев и приказал беспощадно убивать. Хоронить убитых было запрещено, но Товит продолжал это делать, за что и поплатился — его осудили на смерть. Патриарх бежал из Ниневии, но затем вернулся, когда жестокий царь умер.
Как-то Товит похоронил убитого израильтянина и вынужден был заночевать у стен своего дома. Ночью в глаза благочестивому израильтянину попал воробьиный помет, и это стало причиной слепоты Товита. После того, как патриарх ослеп, семья обеднела и едва могла прокормиться. Тогда Товит отправил сына своего Товия в Раги Мидийские, где когда-то оставил на хранение израильтянину Гаваилу 10 талантов.
Спутником юноши стал сам архангел Рафаил, назвавшийся Азарией. Товия поймал огромную рыбу и, следуя совету спутника, сохранил ее внутренности. После множества перипетий вернувшийся домой Товия приложил желчь этой рыбы к отцовским глазам, и тот прозрел.
Этот сюжет многократно использовался в живописи: его воспроизводил Ботичелли и Тициан, Бугро и ван Рейн. На шедевре Бастине Товит с женой Анной встречают вернувшегося сына у врат города.
Виртуозно передана пластика фигур, филигранно расставлены акценты, что говорит о серьезном опыте живописца.
Визуально композиция разделена надвое. В правой части мы видим радость встречи и объятия родных людей, приветливо лающую собаку (кстати, на множестве полотен, воспроизводящих этот ветхозаветный сюжет, присутствует собака). Слева супруга и мать обращается к Рафаилу-Азарии, а фоном картины служит пейзаж с холмами и крестьянским двором.
Манера изображения, теплая гамма типичны для выпускников школы Давида. Бастине — мастер светотеневых и цветовых контрастов. Фигуры виртуозно отделены от фона, алый цвет плаща Товита выглядит еще ярче рядом с одеждой сына. Зеленая косынка супруги и матери видится продолжением древесной кроны, резко контрастирующее с красной одеждой и коричневым плащом Рафаила.
Визуально композиция разделена надвое. В правой части мы видим радость встречи и объятия родных людей, приветливо лающую собаку (кстати, на множестве полотен, воспроизводящих этот ветхозаветный сюжет, присутствует собака). Слева супруга и мать обращается к Рафаилу-Азарии, а фоном картины служит пейзаж с холмами и крестьянским двором.
Манера изображения, теплая гамма типичны для выпускников школы Давида. Бастине — мастер светотеневых и цветовых контрастов. Фигуры виртуозно отделены от фона, алый цвет плаща Товита выглядит еще ярче рядом с одеждой сына. Зеленая косынка супруги и матери видится продолжением древесной кроны, резко контрастирующее с красной одеждой и коричневым плащом Рафаила.