Шрифт
Цвет
Графика
Филонов П.Н.
Персона

Филонов Павел Николаевич

Годы жизни: 1883—1941
#2
Павел Филонов начал карьеру как профессиональный маляр, а позже стал самобытным художником. Он создал теорию аналитического искусства, собрал вокруг себя единомышленников и работал вместе с учениками. Филонов был громким критиком кубизма и считал, что картина должна развиваться как живой организм.
#3

От малярного дела до синих людей

#4
Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве. Он происходил из рязанских крестьян: родители художника со старшими детьми перебрались в большой город в 1880 году. Семья жила небогато: отец зарабатывал извозом, мать стирала. Они не препятствовали творческим увлечениям детей, и сам Павел с четырех лет рисовал карандашом.

В 1887 году Филонов остался без отца. Чтобы семья из восьми человек могла прожить, Павел стал продавать вышивки крестиком. А в свободное время вместе с сестрами играл в театрах — у Федора Корша и в «Скоморохе». В 11 лет художник попал в Каретнорядную приходскую школу.
 
После смерти матери и брата Павел Филонов с родными переехал в Петербург. Там жила его сестра, Александра Гуэ. Ее муж оценил мастерство юного художника и помог ему попасть в живописно-малярную мастерскую. Там ученикам поручали самые разные задания: от покраски уборных до росписи стен в синагоге. В 1898 году Филонов поступил на вечерние классы Общества поощрения художников.
 
В 1901 году Павел стал профессиональным маляром. Директор мастерских отправил его в поселок Рамонь: художник принял участие в росписи поместья светлейшей княжны Евгении Ольденбургской. А также именно там Филонов впервые написал картину маслом.
По завершении работ он вернулся в Петербург. Поселился один, зарабатывал росписью домов. В 1903 году Филонов попробовал поступить в Академию художеств, но не выдержал экзамена. Чтобы подготовиться лучше, он начал брать уроки у гравера Льва Дмитриева-Кавказского.
 
На протяжении следующих пяти лет Филонов не оставлял попыток попасть в Академию художеств. И в 1908 году его наконец приняли как вольнослушателя. Художник перестал брать заказы и все время посвящал учебе. В этот период он начал экспериментировать с цветом, например изображал людей в голубых и зеленых тонах.

В это же время однокурсники Филонова организовали «Союз молодежи» для живописцев-авангардистов. Художник участвовал в их экспозициях, однако его творческие поиски не устраивали преподавателей. В 1910 году его исключили из Академии с формулировкой «развращал товарищей» — за то, что Филонов ночью перед выставкой изменил цвет своей картины «Натурщик» на лиловый.
#5

Изобретение аналитического искусства

#6
Художник отправился в поселок Ваганово, где завершил свои петербургские работы. Полотно «Головы» он представил на выставке «Союза молодежи». В 1912 году две его картины попали на экспозицию «Ослиного хвоста». А «Головы» купил петербургский меценат Левкий Жевержеев.
 
В этот период Павел Филонов начал активно формировать и высказывать свои творческие взгляды. Он критиковал кубизм за то, что представители этого направления сводили мир к форме и цвету. Филонов же призывал искать законы развития любого объекта. Свою теорию художник назвал «аналитическим искусством».
 
В 1913 году Филонов написал несколько картин. Одна из них, «Пир королей», появилась на выставке картин «Внепартийного общества художников». Современники сочли ее мрачным предзнаменованием: изображение напоминало скопление трупов.

В то же время Филонов оформил пьесу «Владимир Маяковский» и создал иллюстрации к нескольким сборникам футуристов. К 1914 году он написал еще два манифеста, в которых раскрывал свои идеи. Художник быстро работал над картинами, боясь, что попадет на фронт Первой мировой. В 1916 году Филонова мобилизовали и отправили в Румынию. Там он возглавил Военно-революционный комитет своей дивизии. На войне Павел Филонов пробыл до 1918 года и вернулся в Петроград.
 
Филонов принял советскую власть. Он начал показывать работы на государственных выставках, для новых картин выбирал революционные сюжеты. Перемены пришли и в личную жизнь художника: он женился на революционерке Екатерине Серебряковой.
#7

Филонов после революции: от успеха к неприятию

#8
В 1920-е годы Филонов продолжил теоретические изыскания. Он писал манифесты, выступал с докладами и собирал единомышленников. Кружок Филонова назывался «Коллектив мастеров аналитического искусства». Советская власть предложила ему мастерскую в Академии художеств. Художник отказался.

Павел Филонов часто работал вместе с учениками. Он вернулся к занятиям молодости — декорированию помещений и театру. Участники «Коллектива мастеров аналитического искусства» занимались пространством Дома печати и создали оформление спектакля «Ревизор», который поставил режиссер-футурист Игорь Терентьев.

В 1929 году Русский музей планировал провести персональную выставку полотен Павла Филонова. Однако этот проект так и не увидел свет. Экспозицию заранее, еще до открытия, представили чиновникам и художественным критикам. Они сочли картины слишком сложными для «рабочих масс». Время авангарда заканчивалось, возник запрос на более реалистические произведения.
 
В 1930-х годах у Павла Филонова возникли финансовые сложности. Он не хотел продавать полотна и жил на небольшие средства от заказов. Художник говорил ученикам:
#9
Я предпочту работать чернорабочим.
#10
В 1935 году Филонов работал над масштабным портретом Иосифа Сталина для Клуба моряков и создал карандашные изображения хоккеистов и конькобежцев для детскосельского — так переименовали Царское Село — катка. В этот период Филонов старался писать более реалистично на заказ и продолжал экспериментировать в стол.

В 1938 году арестовали сыновей Екатерины Серебряковой, жены Павла Филонова. Женщину парализовало, и забота о ней легла на плечи художника.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Филонов не отправился в эвакуацию, а остался в городе. Голод подкосил его здоровье. Павел Филонов умер 3 декабря 1941 года от истощения. Его похоронили на Серафимовском кладбище.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%