Павел Филонов начал карьеру как профессиональный маляр, а позже стал самобытным художником. Он создал теорию аналитического искусства, собрал вокруг себя единомышленников и работал вместе с учениками. Филонов был громким критиком кубизма и считал, что картина должна развиваться как живой организм.
Персона
Филонов Павел Николаевич
Годы жизни: 1883—1941
#2
#3
От малярного дела до синих людей
#4
Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве. Он происходил из рязанских крестьян: родители художника со старшими детьми перебрались в большой город в 1880 году. Семья жила небогато: отец зарабатывал извозом, мать стирала. Они не препятствовали творческим увлечениям детей, и сам Павел с четырех лет рисовал карандашом.
В 1887 году Филонов остался без отца. Чтобы семья из восьми человек могла прожить, Павел стал продавать вышивки крестиком. А в свободное время вместе с сестрами играл в театрах — у Федора Корша и в «Скоморохе». В 11 лет художник попал в Каретнорядную приходскую школу.
После смерти матери и брата Павел Филонов с родными переехал в Петербург. Там жила его сестра, Александра Гуэ. Ее муж оценил мастерство юного художника и помог ему попасть в живописно-малярную мастерскую. Там ученикам поручали самые разные задания: от покраски уборных до росписи стен в синагоге. В 1898 году Филонов поступил на вечерние классы Общества поощрения художников.
В 1901 году Павел стал профессиональным маляром. Директор мастерских отправил его в поселок Рамонь: художник принял участие в росписи поместья светлейшей княжны Евгении Ольденбургской. А также именно там Филонов впервые написал картину маслом.
По завершении работ он вернулся в Петербург. Поселился один, зарабатывал росписью домов. В 1903 году Филонов попробовал поступить в Академию художеств, но не выдержал экзамена. Чтобы подготовиться лучше, он начал брать уроки у гравера Льва Дмитриева-Кавказского.
На протяжении следующих пяти лет Филонов не оставлял попыток попасть в Академию художеств. И в 1908 году его наконец приняли как вольнослушателя. Художник перестал брать заказы и все время посвящал учебе. В этот период он начал экспериментировать с цветом, например изображал людей в голубых и зеленых тонах.
В это же время однокурсники Филонова организовали «Союз молодежи» для живописцев-авангардистов. Художник участвовал в их экспозициях, однако его творческие поиски не устраивали преподавателей. В 1910 году его исключили из Академии с формулировкой «развращал товарищей» — за то, что Филонов ночью перед выставкой изменил цвет своей картины «Натурщик» на лиловый.
В 1887 году Филонов остался без отца. Чтобы семья из восьми человек могла прожить, Павел стал продавать вышивки крестиком. А в свободное время вместе с сестрами играл в театрах — у Федора Корша и в «Скоморохе». В 11 лет художник попал в Каретнорядную приходскую школу.
После смерти матери и брата Павел Филонов с родными переехал в Петербург. Там жила его сестра, Александра Гуэ. Ее муж оценил мастерство юного художника и помог ему попасть в живописно-малярную мастерскую. Там ученикам поручали самые разные задания: от покраски уборных до росписи стен в синагоге. В 1898 году Филонов поступил на вечерние классы Общества поощрения художников.
В 1901 году Павел стал профессиональным маляром. Директор мастерских отправил его в поселок Рамонь: художник принял участие в росписи поместья светлейшей княжны Евгении Ольденбургской. А также именно там Филонов впервые написал картину маслом.
По завершении работ он вернулся в Петербург. Поселился один, зарабатывал росписью домов. В 1903 году Филонов попробовал поступить в Академию художеств, но не выдержал экзамена. Чтобы подготовиться лучше, он начал брать уроки у гравера Льва Дмитриева-Кавказского.
На протяжении следующих пяти лет Филонов не оставлял попыток попасть в Академию художеств. И в 1908 году его наконец приняли как вольнослушателя. Художник перестал брать заказы и все время посвящал учебе. В этот период он начал экспериментировать с цветом, например изображал людей в голубых и зеленых тонах.
В это же время однокурсники Филонова организовали «Союз молодежи» для живописцев-авангардистов. Художник участвовал в их экспозициях, однако его творческие поиски не устраивали преподавателей. В 1910 году его исключили из Академии с формулировкой «развращал товарищей» — за то, что Филонов ночью перед выставкой изменил цвет своей картины «Натурщик» на лиловый.
#5
Изобретение аналитического искусства
#6
Художник отправился в поселок Ваганово, где завершил свои петербургские работы. Полотно «Головы» он представил на выставке «Союза молодежи». В 1912 году две его картины попали на экспозицию «Ослиного хвоста». А «Головы» купил петербургский меценат Левкий Жевержеев.
В этот период Павел Филонов начал активно формировать и высказывать свои творческие взгляды. Он критиковал кубизм за то, что представители этого направления сводили мир к форме и цвету. Филонов же призывал искать законы развития любого объекта. Свою теорию художник назвал «аналитическим искусством».
В 1913 году Филонов написал несколько картин. Одна из них, «Пир королей», появилась на выставке картин «Внепартийного общества художников». Современники сочли ее мрачным предзнаменованием: изображение напоминало скопление трупов.
В то же время Филонов оформил пьесу «Владимир Маяковский» и создал иллюстрации к нескольким сборникам футуристов. К 1914 году он написал еще два манифеста, в которых раскрывал свои идеи. Художник быстро работал над картинами, боясь, что попадет на фронт Первой мировой. В 1916 году Филонова мобилизовали и отправили в Румынию. Там он возглавил Военно-революционный комитет своей дивизии. На войне Павел Филонов пробыл до 1918 года и вернулся в Петроград.
Филонов принял советскую власть. Он начал показывать работы на государственных выставках, для новых картин выбирал революционные сюжеты. Перемены пришли и в личную жизнь художника: он женился на революционерке Екатерине Серебряковой.
В этот период Павел Филонов начал активно формировать и высказывать свои творческие взгляды. Он критиковал кубизм за то, что представители этого направления сводили мир к форме и цвету. Филонов же призывал искать законы развития любого объекта. Свою теорию художник назвал «аналитическим искусством».
В 1913 году Филонов написал несколько картин. Одна из них, «Пир королей», появилась на выставке картин «Внепартийного общества художников». Современники сочли ее мрачным предзнаменованием: изображение напоминало скопление трупов.
В то же время Филонов оформил пьесу «Владимир Маяковский» и создал иллюстрации к нескольким сборникам футуристов. К 1914 году он написал еще два манифеста, в которых раскрывал свои идеи. Художник быстро работал над картинами, боясь, что попадет на фронт Первой мировой. В 1916 году Филонова мобилизовали и отправили в Румынию. Там он возглавил Военно-революционный комитет своей дивизии. На войне Павел Филонов пробыл до 1918 года и вернулся в Петроград.
Филонов принял советскую власть. Он начал показывать работы на государственных выставках, для новых картин выбирал революционные сюжеты. Перемены пришли и в личную жизнь художника: он женился на революционерке Екатерине Серебряковой.
#7
Филонов после революции: от успеха к неприятию
#8
В 1920-е годы Филонов продолжил теоретические изыскания. Он писал манифесты, выступал с докладами и собирал единомышленников. Кружок Филонова назывался «Коллектив мастеров аналитического искусства». Советская власть предложила ему мастерскую в Академии художеств. Художник отказался.
Павел Филонов часто работал вместе с учениками. Он вернулся к занятиям молодости — декорированию помещений и театру. Участники «Коллектива мастеров аналитического искусства» занимались пространством Дома печати и создали оформление спектакля «Ревизор», который поставил режиссер-футурист Игорь Терентьев.
В 1929 году Русский музей планировал провести персональную выставку полотен Павла Филонова. Однако этот проект так и не увидел свет. Экспозицию заранее, еще до открытия, представили чиновникам и художественным критикам. Они сочли картины слишком сложными для «рабочих масс». Время авангарда заканчивалось, возник запрос на более реалистические произведения.
В 1930-х годах у Павла Филонова возникли финансовые сложности. Он не хотел продавать полотна и жил на небольшие средства от заказов. Художник говорил ученикам:
Павел Филонов часто работал вместе с учениками. Он вернулся к занятиям молодости — декорированию помещений и театру. Участники «Коллектива мастеров аналитического искусства» занимались пространством Дома печати и создали оформление спектакля «Ревизор», который поставил режиссер-футурист Игорь Терентьев.
В 1929 году Русский музей планировал провести персональную выставку полотен Павла Филонова. Однако этот проект так и не увидел свет. Экспозицию заранее, еще до открытия, представили чиновникам и художественным критикам. Они сочли картины слишком сложными для «рабочих масс». Время авангарда заканчивалось, возник запрос на более реалистические произведения.
В 1930-х годах у Павла Филонова возникли финансовые сложности. Он не хотел продавать полотна и жил на небольшие средства от заказов. Художник говорил ученикам:
#9
Я предпочту работать чернорабочим.
#10
В 1935 году Филонов работал над масштабным портретом Иосифа Сталина для Клуба моряков и создал карандашные изображения хоккеистов и конькобежцев для детскосельского — так переименовали Царское Село — катка. В этот период Филонов старался писать более реалистично на заказ и продолжал экспериментировать в стол.
В 1938 году арестовали сыновей Екатерины Серебряковой, жены Павла Филонова. Женщину парализовало, и забота о ней легла на плечи художника.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Филонов не отправился в эвакуацию, а остался в городе. Голод подкосил его здоровье. Павел Филонов умер 3 декабря 1941 года от истощения. Его похоронили на Серафимовском кладбище.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Филонов не отправился в эвакуацию, а остался в городе. Голод подкосил его здоровье. Павел Филонов умер 3 декабря 1941 года от истощения. Его похоронили на Серафимовском кладбище.
#1
читать дальшескрыть