Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Советское искусство в собрании НХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Студентка рабфака

Время создания
1939
Место создания
Москва
Размер
50,2x40,3 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1

Портрет — один из наиболее сложных и интересных жанров искусства. Изображая человека, художник позволяет нам не только увидеть разные лица, но и почувствовать, понять внутренний мир, темпераменты разных людей и, более того, социально-типические характеры, общественные идеалы целых эпох. Портрет — своего рода зримая летопись своего времени.


С самого начала становления советского изобразительного искусства портретный жанр приобрел в нем первостепенное значение. Большинство художников понимало требование эпохи создавать образы людей труда, рабочих и крестьян. Именно в портретном жанре наиболее полно развился талант Г. Ряжского.

#3
Ряжский Г.Г. Женский портрет. 1930-е гг. (из коллекции Новокузнецкого художественного музея)

Основной темой произведений Георгия Ряжского стал образ советской женщины. Он сумел с невероятной убедительностью и силой показать тип женщины, своей современницы, способной к общественной и государственной деятельности, ставшей вровень с мужчиной. Художник стремился в своих работах рассказать зрителю о новых явлениях, которые появились в образе жизни советских людей и их сознании. Его произведения передавали особый дух эпохи, выявляя типичные черты героини нового общества.

#4

Черты лица изображённой на портрете девушки неправильны, но приятны. Художника привлекло не столько обаяние скромного и юного лица, сколько красота внутреннего мира студентки. Её судьба показательна для времени: по всей видимости, она вышла из рабочей среды. Несмотря на её молодость, за годы учёбы в ней сформировались черты, которые отмечают её индивидуальность: принципиальность, внутренняя собранность, высокое самосознание. В то же время эти качества характеризуют большую часть советской молодёжи. В портрете это видится в свете её ясных синих глаз, в одухотворённости чувств и умении владеть собой достойно и непринуждённо. Как и все героини Ряжского, она лишена позы, скромна и серьёзна. Используя традиционную форму погрудного изображения, художник делает композиционным и смысловым центром лицо модели, выделяя его пластически и светом. Свет падает на картину слева сверху, лицо девушки кажется рельефным за счет густой тени, лежащей на левой щеке и шее. Линия затенённой шеи подчёркнута контуром, сообщающим глубину пространства. Ощущение живого взгляда достигнуто использованием белил, которые слегка тронули зрачки. Глубокая синева глаз усилена цветом жакета, выдержанного в тёмно-фиолетовых, голубых, густо-синих оттенках. Эта явная перекличка цвета отвлечена белым пятном блузки, оживляющим скромный костюм модели. Строгий стиль одежды — примета нового времени.


Динамичность композиции достигается контрастом между спокойно-сосредоточенным выражением и положением энергично повёрнутого и чуть приподнятого лица, противопоставлением анфасного изображения фигуры и ¾ поворотом головы, асимметрией плеч. Простоте сюжетной соответствует немногословность изобразительного языка. Нейтральный фон детально не проработан, его серовато-зелёная гамма явно нужна художнику, чтобы оттенить фигуру модели. Разнонаправленный характер мазка должен был создать ощущение лёгкой вибрации, но разбелённые мазки в корпусной прописке лежат тяжеловато, фон кажется глухим и грязным, не столь живым и подвижным, как обычно у Ряжского.


По глубине психологической характеристики, по живописным достоинствам наш портрет уступает известным произведениям автора: нет лёгкости, красоты исполнения, но тем не менее образ, включивший в себя качества прототипа, мысли и идеалы художника, сочетает документальную достоверность и обаяние живой натуры.


Портрет лежит в русле творческих поисков художника, характеризует его работу над созданием женских образов, свидетельствует об уровне мастерства художника, сумевшего в рамках портретного этюда решить поставленную задачу — запечатлеть новый облик рядовой советской студентки.

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Студентка рабфака

Время создания
1939
Место создания
Москва
Размер
50,2x40,3 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%