Георгий Ряжский — художник соцреализма, который прошел путь от мальчика-рисовальщика из бедной крестьянской семьи до профессора Академии художеств и заслуженного деятеля искусств РСФСР. Герои его картин — люди новой советской интеллигенции, дети Октябрьской революции, которые сами строят свое будущее. Они волевые, идейные, почти фанатичные, уверенные в себе и целеустремленные. Таким Георгий Ряжский изобразил и самого себя на «Автопортрете». Портрет написан немного небрежно, поспешно, что соответствует духу времени.
Георгий Ряжский родился в подмосковном селе Игнатьево в 1895 году. Он начал обучение живописи в классе рисования московских Пречистенских вечерних курсов для рабочих. Среди художников эти курсы назывались народной Академией художеств, так как давали юношам и девушкам из простого народа возможность стать работниками искусства. Одним из наставников Ряжского был Михаил Леблан, ученик Валентина Серова, Константина Коровина и Анри Матисса.
Образование Георгия Ряжского прервала Первая мировая война. Художника призвали на фронт, а после он работал в частях Красной армии, писал плакаты, оформлял революционные праздники. Новым жанром, который активно поддерживала власть, стал авангард, но Георгию Ряжскому быстро стало тесно в его рамках. Художник основал группу НОЖ, Новое общество живописцев: художники группы выступали против конструктивизма и механического упрощения искусства. НОЖ призывал вернуться к предметной живописи, классическому рисунку. Этот манифест поддерживали многие художники, а результатом этого движения стало рождение жанра соцреализма.
Георгий Ряжский первым выделил из толпы и показал советскую женщину как активного строителя социализма. Благодаря его работам «Рабфаковка», «Печатница», «Делегатка», «Председательница», «Трактористка», «Учительница», «Лыжница», «Железнодорожница», в историю советского искусства вошел новый образ советской женщины-общественницы. Во всех этих портретах художник показывает сильный характер советской женщины, ее красоту и активную роль в общественной жизни страны.
Ровесник Георгия Ряжского, художник Константин Юон, отмечал:
Георгий Ряжский родился в подмосковном селе Игнатьево в 1895 году. Он начал обучение живописи в классе рисования московских Пречистенских вечерних курсов для рабочих. Среди художников эти курсы назывались народной Академией художеств, так как давали юношам и девушкам из простого народа возможность стать работниками искусства. Одним из наставников Ряжского был Михаил Леблан, ученик Валентина Серова, Константина Коровина и Анри Матисса.
Образование Георгия Ряжского прервала Первая мировая война. Художника призвали на фронт, а после он работал в частях Красной армии, писал плакаты, оформлял революционные праздники. Новым жанром, который активно поддерживала власть, стал авангард, но Георгию Ряжскому быстро стало тесно в его рамках. Художник основал группу НОЖ, Новое общество живописцев: художники группы выступали против конструктивизма и механического упрощения искусства. НОЖ призывал вернуться к предметной живописи, классическому рисунку. Этот манифест поддерживали многие художники, а результатом этого движения стало рождение жанра соцреализма.
Георгий Ряжский первым выделил из толпы и показал советскую женщину как активного строителя социализма. Благодаря его работам «Рабфаковка», «Печатница», «Делегатка», «Председательница», «Трактористка», «Учительница», «Лыжница», «Железнодорожница», в историю советского искусства вошел новый образ советской женщины-общественницы. Во всех этих портретах художник показывает сильный характер советской женщины, ее красоту и активную роль в общественной жизни страны.
Ровесник Георгия Ряжского, художник Константин Юон, отмечал: