Имя и творчество Натальи Нестеровой стали уже определенным знаком семидесятых годов в отечественной живописи. Дочь архитектора, выросшая в самом сердце Старого Арбата, она с детства впитала в себя богатую московскую культуру. «Стригут деревья. Жуковка» — одна из первых картин, демонстрирующих уже сложившийся нестеровский почерк. Перед нами — уголок приморского парка в Крыму, который ранее относился к имению Якова Жуковского и являлся частью архитектурного–паркового ансамбля, созданного в начале века — парка, предназначенного для уединенных прогулок, интимного единения с природой. Наталья Нестерова изобразила его во времена, когда бывшая вилла именовалась уже пансионатом «Криворожский горняк» и являлась местом не уединенным и тихим, а предназначенным для «организованного отдыха» курортников.
На первом плане картины изображены женщины, которые «во имя» симметрии и порядка в парке деловито уничтожают «лишнее» в природе. Одна из них, неловко склонившись, подметает дорожку, вторая, взгромоздившись на лестницу, — огромными садовыми ножницами подстригает густую крону дерева. Движения женщин неуклюжи. Словно матерчатые куклы, они, скорее, неловко изображают действия, нежели привычно их выполняют. Нестерова нередко прибегает в своих работах к приему фрагментирования действительности, она выхватывает небольшой кадр, краями которого «обрезаются» отдельные предметы, а подчас и фигуры людей. В картине из нашего собрания группа женщин занимает центральное место, а кроны кипарисов по сторонам, словно кулисы обрамляют изображенный уголок парка.
Творческая манера Натальи Нестеровой — уникальна. Картины художницы сразу узнаются, в каких бы экспозициях они не находились. Сложное фактурное письмо, почти скульптурно вылепленные локоны причесок, «растущая» упругими пастозными мазками листва деревьев, созданные как будто из теста фигурки людей, черты лица тоже будто «лепные», выпуклые носы, щеки… Все это мы видим и в нашей работе. В «Жуковке» в трактовке женских фигур автор даже не пытается строго следовать законам анатомии.
В большинстве нестеровских полотен ярко проявляется еще одна черта ее манеры — все в них словно «лепится» из однородной органической массы, а скульптура и дома сохраняют свою «каменность». В картине «Стригут деревья. Жуковка» мы тоже видим, что парк и женские фигурки вылеплены. Разное качество массы обозначено только цветом. Изображая на холсте «случайные» фрагменты нашей жизни с некоторой отстраненностью (как если бы мы увидели это впервые и со стороны), автор выражает нечто большое и важное о нас и нашем мире. Так и в «Жуковке» изображена просто бытовая сцена в старом парке. Но то, как она трактована, заставляет нас взглянуть на картину более пристально и вдумчиво.
На первом плане картины изображены женщины, которые «во имя» симметрии и порядка в парке деловито уничтожают «лишнее» в природе. Одна из них, неловко склонившись, подметает дорожку, вторая, взгромоздившись на лестницу, — огромными садовыми ножницами подстригает густую крону дерева. Движения женщин неуклюжи. Словно матерчатые куклы, они, скорее, неловко изображают действия, нежели привычно их выполняют. Нестерова нередко прибегает в своих работах к приему фрагментирования действительности, она выхватывает небольшой кадр, краями которого «обрезаются» отдельные предметы, а подчас и фигуры людей. В картине из нашего собрания группа женщин занимает центральное место, а кроны кипарисов по сторонам, словно кулисы обрамляют изображенный уголок парка.
Творческая манера Натальи Нестеровой — уникальна. Картины художницы сразу узнаются, в каких бы экспозициях они не находились. Сложное фактурное письмо, почти скульптурно вылепленные локоны причесок, «растущая» упругими пастозными мазками листва деревьев, созданные как будто из теста фигурки людей, черты лица тоже будто «лепные», выпуклые носы, щеки… Все это мы видим и в нашей работе. В «Жуковке» в трактовке женских фигур автор даже не пытается строго следовать законам анатомии.
В большинстве нестеровских полотен ярко проявляется еще одна черта ее манеры — все в них словно «лепится» из однородной органической массы, а скульптура и дома сохраняют свою «каменность». В картине «Стригут деревья. Жуковка» мы тоже видим, что парк и женские фигурки вылеплены. Разное качество массы обозначено только цветом. Изображая на холсте «случайные» фрагменты нашей жизни с некоторой отстраненностью (как если бы мы увидели это впервые и со стороны), автор выражает нечто большое и важное о нас и нашем мире. Так и в «Жуковке» изображена просто бытовая сцена в старом парке. Но то, как она трактована, заставляет нас взглянуть на картину более пристально и вдумчиво.