Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Водопад в Новом Афоне

Время создания
1980
Место создания
Сочи
Размер
116x116 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2

В собрании музея есть замечательная и интересная работа Наталии Игоревны Нестеровой (1944—2022), народного художника России, мастера с мировым именем, одной из наиболее ярких представителей поколения «семидесятников». В 1962 году она окончила Московскую художественную школу при Институте имени В.И. Сурикова. С 1962 по 1968 год училась в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской профессора Д.Д. Жилинского, который неоднократно тепло отзывался о творчестве ученицы.


Самобытные произведения Нестеровой появились на всесоюзных выставках в конце 1960-х годов, когда новое поколение художников в своем творчестве обратилось к эстетике фольклора: локальному цвету, плоскостности изображения, повышенной декоративности. Наталья Игоревна обращалась к опыту наивных художников и примитивистов, работала с упрощенными формами, сочетая их с фактурной живописью. Поэтому даже через виртуальное восприятие картины «Водопад в Новом Афоне» Нестеровой зритель может увидеть сложную живописную текстуру, рельефные массы деревьев, воды, волос и одежд персонажей, образующих на поверхности холста выпуклую фактурную лепку. Изображение кроны пальмы в картине буквально осязаемо.


Излюбленными образами для Натальи Нестеровой были крымские, кавказские и прибалтийские здравницы, парки и архитектура городов. Но художница никогда не ограничивалась рамками бытовой картины, создавая свой собственный мир с загадочными и порой трагичными или наоборот яркими сюжетами, полными иронии.


В 1970-х — начале 1980-х годов Нестерова создала свой знаменитый курортный цикл, включающий в себя большое количество сюжетных вариантов. Кто-то танцует, кто-то уснул с книгой в руках во время чтения в уютном гамаке, кто-то купается или неспешно прогуливается, созерцая природу. Созданные в начале 1980-х, они олицетворяют целую эпоху в истории российского искусства. Картина данного цикла «Водопад в Новом Афоне» украшает постоянную экспозицию нашего музея.


Искусству Нестеровой свойственна театрализация. Всё полотно напоминает театр марионеток, где сюжет разыгрывается в живописном пейзаже Абхазии, среди пышной субтропической растительности. В центре полотна находится знаменитая достопримечательность — Новоафонский водопад, который был искусственно создан в конце XIX века для обеспечения водой Новоафонского монастыря. За ним виднеется постройка Гидроэлектростанции Псырцха с круглым окном.

В более раннем творчестве Нестерова почти полностью подчиняла жанровую сторону картины пейзажному образу, где человеческие фигуры лишь обозначали сюжет. Так и в работе «Водопад в Новом Афоне» именно природа дает смысловую и эмоциональную окраску полотну.


Обычно яркое изображение курортной жизни было пересмотрено Натальей Игоревной. Вместо залитого солнцем летнего пейзажа, художница запечатлела «мертвый сезон» в Абхазии, о котором явно говорит желто-коричневый цвет горной панорамы на заднем плане картины — печать осени. Ощущение некоторой тревоги и беспокойства возникает из-за несколько мрачноватого колорита и экспрессивной пастозной живописи. Обратите внимание на скрупулезную и тщательную проработку пейзажного фона. Особенно пластично показаны деревья и рукотворный водопад благодаря динамичным движениям кисти художницы. Природа здесь диссонирует со скованными фигурами и застылостью взглядов людей.


Герои в картине Натальи Игоревны почти не индивидуализированы: все они приземистые «человечки» с крупными носами, круглым румянцем и черными как уголь бровями. В трактовке её человека типическое господствует над индивидуальным. Но, несмотря на повторяющуюся условность в изображении персонажей, зритель явно отличает группу местных жителей от группы экскурсантов.

Группа героев в левой части полотна разместилась на белоснежной скамейке под размашистыми листьями пальмы. Художница изобразила их нарочито фронтально. Четыре девушки в ярких платьях по колено и в ярких туфлях на каблуках сидят в расслабленных позах и о чем-то беседуют. Одна из них обернулась назад и обращается к собеседнику — единственному мужчине в женской компании, другая — облокотилась на спинку скамейки. Мы видим разное положение рук, тела и головы. Обратите внимание, что у всех девушек объемные прически — модные в 80-е годы прошлого века.


Контрастом с ними выступает группа людей справа, показанная большей частью спиной к зрителю. Наталья Игоревна изобразила туристов в статичных позах, все они мерно шагают на экскурсию.Их фигуры линейно уподоблены природным формам — кипарисам, устремленным вверх, как струны. Почти все персонажи одеты в пальто и шляпы по сезону, цвета которых перекликаются с одеждой местных, но выглядят всё же менее ярко.


Искусствовед Анна Ароновна Дехтярь определила «три единства» курортного цикла Натальи Нестеровой: место действия — Юг, время — весна или осень, действия — нехитрые увеселения отдыхающих. Абхазия, Новый Афон, осень, экскурсия или отдых на скамейке. Многие посетители музея при виде картины «Водопад в Новом Афоне», написанной в 1980 году, замечают, что ничего не изменилось. Это значит, что Наталье Игоревне удалось «поймать» время, заставить его остановиться в рамках картины и всегда напоминать зрителям о «сладком ничегонеделании» на курорте.

#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Водопад в Новом Афоне

Время создания
1980
Место создания
Сочи
Размер
116x116 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%