Иов — главный персонаж ветхозаветной Книги Иова, «непорочный, справедливый и богобоязненный» человек, «удаляющийся от зла», был процветающим и праведным вельможей, жившим «в земле Уц». Бог благословил его семью сыновьями и тремя дочерьми. У него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот упряжек волов и пятьсот ослиц. Однажды на небесном совете Бог спросил у Сатаны, обратил ли он внимание на благочестивого Иова. Сатана ответил, что преуспевающему человеку легко быть благочестивым. «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?»
Господь согласился испытать Иова, но при условии, что его жизнь будет сохранена. Иов лишился богатств, погибли его дети, страшная болезнь поразила его тело. Иов вначале безропотно принимает от Бога все беды. Он скорбно размышляет о суетности жизни. Затем, обращаясь к Богу, он настаивает на своей невиновности и требует указать ему, в чем он согрешил. В своем диалоге с Богом Иов убеждается в Его правоте и остается верен Ему. После испытания у Иова снова родились дети и преумножились богатства.
Образ Иова, названного многострадальным, фигурирует в искусстве всех периодов христианства.
Господь согласился испытать Иова, но при условии, что его жизнь будет сохранена. Иов лишился богатств, погибли его дети, страшная болезнь поразила его тело. Иов вначале безропотно принимает от Бога все беды. Он скорбно размышляет о суетности жизни. Затем, обращаясь к Богу, он настаивает на своей невиновности и требует указать ему, в чем он согрешил. В своем диалоге с Богом Иов убеждается в Его правоте и остается верен Ему. После испытания у Иова снова родились дети и преумножились богатства.
Образ Иова, названного многострадальным, фигурирует в искусстве всех периодов христианства.
Особенно почитался Иов в Венеции. В средние века он сделался святым покровителем одной из церквей города, и поэтому на некоторых произведениях венецианской школы его изображали с нимбом святости. На нашей картине Иов изображен во время своих страданий и обращения к Богу.
Автор полотна, Джованни Баттиста Ланджетти (1625–1676), — известный итальянский мастер эпохи барокко. Он расписывал храмы и писал картины на религиозные темы. Работал в Генуе, Флоренции, Риме, Неаполе, последние его годы прошли в Венеции. Именно там написана наша картина.
Произведения Ланджетти часто узнаются по тому, как он изображает обнаженную мужскую фигуру.
Произведения Ланджетти часто узнаются по тому, как он изображает обнаженную мужскую фигуру.
Обычно его привлекали драматические ситуации: смерть Архимеда, казнь Святого Себастьяна, страдания Иова. Живопись Ланджетти поражает качеством профессионального мастерства. Формы тела рельефны, как в скульптуре, но этой убедительности изображения обнаженного тела он достигает с помощью кисти, а не резца. Как истинный венецианец, он умеет живописно объединить фигуру с окружающим пейзажем. Вся картина выдержана в единой и богатой гамме теплых коричневатых тонов. Фигура Иова кажется особенно крупной, она главенствует на полотне.
Художник подчеркивает это, сопоставляя ее с протяженностью пейзажа, где мы видим и башни города, и далекий горизонт. Это придает картине эпическое звучание. Как и все мастера классического искусства Запада, Ланджетти сосредоточен на воспевании Человека.